Китайские фонарики романтические истории. Небесные фонарики — краткая история возникновения

12.05.2022

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Правила противопожарного режима в Российской Федерации... Пункт 77... Запрещается на территории поселений и городских округов, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

История

Первые упоминания о китайских бумажных фонарях были найдены в летописях, описывавших военные походы генерала Чжугэ Ляну (180-234 н. э., почётный титул Кунмин ), который, как сообщают источники, использовал их, чтобы вселять страх во вражеские войска:

Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы. … Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему.

Однако устройство, представляющее собой лампу в бумажной ёмкости, зарегистрировано ранее, и, согласно Джозефу Нидэму , воздушные шары с горячим воздухом в Китае были известны в III в. до н. э.

Также известно, что летающие китайские фонарики использовались как универсальное средство передачи сигналов между командованием и различными армейскими подразделениями в китайской армии . Позже в Китае и других восточных странах запуску бумажных фонариков придавали определенное религиозное значение.

В Европе китайские фонарики стали массово появляться в 2006 году. В 2005 году, в память о жертвах Землетрясения в Индийском океане в 2004 году , на пляже Khao Lak (в Таиланде) было запущенно около 5 тысяч фонариков. Журналист Чжоу Синь (Ганджоу Дэйли) с фотографией этого события занял второе место в категории «Искусство и развлечения» в престижном международном конкурсе фотожурналистов World Press Photo .

Устройство

Роль несущей конструкции в небесном фонарике выполняет легкий деревянный каркас, как правило бамбуковый . В нижней его части имеется горелка, закрепленная на тонкой проволоке. Традиционная горелка изготавливается из кусочка хлопчато-бумажной ткани, пропитанной воском , либо из пористой бумаги, пропитанной легковоспламеняющимися жидкостями. В современных фонариках горелку иногда делают из горючих полимеров. Купол изготавливается из рисовой бумаги с добавлением . Бумагу, как правило, пропитывают специальным негорючим составом, чтобы она не загоралась.

Каркас и купол небесного фонарика могут иметь различную форму, от стандартных геометрических фигур (цилиндр, шар) до изображений животных и популярных предметов обихода.

Принцип действия

Пламя горелки нагревает воздух внутри фонарика до 100~120 °С. При нагревании плотность воздуха становится меньше, а соответственно и его масса. Воздух внутри фонарика становится легче воздуха снаружи, поэтому фонарик всплывает в холодном воздухе.

Плотность нагретого воздуха внутри фонарика можно посчитать, используя уравнение состояния идеального газа

\rho = \frac{p}{R \cdot T}, где ρ - плотность воздуха, p - абсолютное давление , R - универсальная газовая постоянная для сухого воздуха (287,058 Дж ⁄ (кг·К) ) и T - абсолютная температура в Кельвинах .

Объем среднего фонарика приблизительно равен 0.25 м³. При стандартном атмосферном давлении в 101,325 КПа и температуре воздуха 20 °С плотность атмосферного воздуха составляет 1,2041 кг⁄м³. Отсюда следует, что масса воздуха в фонарике объемом 0.25 м³ составит около 300 граммов.

При нагревании воздуха внутри фонаря до температуры в 100 °С его плотность понизится, и составит 0,946 кг⁄м³. При такой плотности, масса воздуха внутри фонарика будет уже не 300 г, а 236 г. Масса конструкции среднего китайского фонарика около 50 г. Общая масса фонарика (с нагретым воздухом внутри) 50 г + 236 г = 286 г. Получается, что полная масса фонарика на 14 г меньше массы воздуха, занимающего такой же объем. Эта разница отвечает подъемной силе, действующей на фонарик.

Согласно закону Архимеда на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа), F_A = \rho gV, где \rho - плотность жидкости (газа), {g} - ускорение свободного падения , а V - объём погружённого тела.

Для фонарика выталкивающая сила F_A = 1,20кг⁄м³ × 9,8 м/с² × 0,25 м³ = 2,94 Н. Сила тяжести, действующая на фонарик, F_T = 0,286 кг × 9,8 м/с² = 2,80 Н.

Поведение фонарика зависит от соотношения между модулями силы тяжести F_T и силы Архимеда F_A, которые действуют на это тело. Фонарик начнет подниматься в небо, если выполняется условие F_T. В нашем случае это условие выполняется, так как 2,80 Н < 2,94 Н.

Некоторые характеристики

Вес среднего китайского фонарика составляет 50-100 г. Высота подъема обычно находится в пределах 200-500 метров, время горения топлива в горелке - 15-20 минут. Размеры фонариков варьируются от от 70*28 см до 170*50 см (высота*диаметр нижнего кольца).

Безопасность при эксплуатации

При запуске небесных фонариков нужно соблюдать определенные требования безопасности

Например, нельзя запускать их в непосредственной близости от аэропортов и пожароопасных сооружений, в том числе в городах, поселениях, вблизи лесных массивов. Во избежание возгораний нельзя запускать фонарики в ветреную погоду.

Запуск небесных фонариков запрещён во многих государствах. Металлический каркас от упавших фонариков приводит к гибели домашнего скота, который съедает проволоку вместе с сеном, собаки на прогулке ранят этой проволокой лапы. Не успевшие потухнуть перед приземлением свечи поджигают соломенные крыши и даже уничтожают целые поля. Известны случаи вывода из строя электростанции и возникновения пожара в жилом доме, приведшего к гибели людей .

Для массового запуска фонариков на территории России в соответствии с Воздушным Кодексом требуется разрешение органов организации воздушного движения , из-за возможной опасности для полетов авиации.

Массовые запуски требуются согласований с местными властями как и другие массовые мероприятия. Подобные акции могут создавать обильное количество мусора, рассеянного по значительной территории.

Напишите отзыв о статье "Китайский фонарик"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Китайский фонарик

– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

От древности до наших дней

Когда отпускаешь фонарик в небо, всё отрицательное улетает вместе с ним и на душе становится светлее, а все желания, загаданные в этот момент или написанные на шаре обязательно сбываются в ближайшее время- так считают в Китае.

Именно там, кстати, и появились первые воздушные фонарики - простые объемные конструкции из легкой бумаги, которые действуют по принципу воздушного шара. Воздух внутри фонарика нагревается с помощью прикрепленной к нему снизу горелки, пламя от которой создает эффектный ореол.

Кстати, в Китае небесные фонарики считаются очень хорошим подарком по любому случаю. В нашей стране фонарики желаний стали популярны после выхода на экраны мультфильма «Рапунцель». Тогда многие узнали насколько красивым может быть запуск воздушных фонариков, некоторые даже захотели воплотить это в жизнь. В Москве, например, энтузиасты провели несколько флешмобов по запуску «огоньков» на Борисовских прудах и в Коломенском. Акцию поддержали несколько сотен людей. Но как же возникли эти изобретения и для чего они предназначались. Ответ на эти вопросы можно найти в китайских легендах.

Легенды о небесных фонариках

В одной из таких легенд рассказывается о том, что в XI веке в одной небольшой деревушке недалеко от нынешнего Пекина жили монахи, занимающиеся земледелием. Они много работали, но им не удавалось собрать большого урожая. Почва и климат здешних мест совсем не подходили для выращивания риса. Люди, жившие в деревне, совсем скоро опустили руки, но монахи не сдались. Монахи, а вместе с ними и их предводитель Чжу Лин каждый вечер молились об урожае и каждый вечер зажигали факелы, которые призваны были очистить душу и придать всем сил. Совсем скоро жители освободились от дурных мыслей и наполнились новыми силами, урожай вырос и, жизнь в деревне снова пошла на лад. Праздники с использованием огня стали регулярными. А потом монахи стали использовать вместо факелов другие изделия, выполненные из рисовой бумаги и бамбука. Бумажный куб крепили к квадратному каркасу из бамбука. Такие сооружения работали лишь несколько секунд, ведь их зажигали при помощи факела. Один человек держал конструкцию, другой поджигал, воздушный фонарик ненадолго взлетал в небо и спускался вниз. Стало ясно, что горящий элемент нужно прикрепить к самой конструкции, что и было сделано не без участия монаха Чжу Лина. Так к бамбуковому каркасу проволокой был привязан бумажный рулон, пропитанный воском. Тогда небесный фонарик взмыл в небо, радуя жителей деревни своей красотой. В результате в деревне жизнь пошла на лад, а местные жители стали выращивать новые культуры: чай и хлопок.

Это история получает продолжение и в другой легенде.

В те времена, когда над землями, где сейчас стоит Китай, господствовали монголы, в деревне жил Чжу Юаньчжан, который хотел устроить против них восстание. Получив благословение, он стал искать единомышленников. Сейчас уже никто и не помнит как он нашёл единомышленников и стал руководителем восстания. Но известно, что один мудрый старец, который как поговаривают, был потомком Чжу Лина, тогда отдал ему свою лошадь и коробку с Небесными Фонариками. Старец сказал, что дух воина крепнет при запуске фонарика и к тому же с помощью него можно подать бесшумный сигнал. Лин не придал значимости второму подарку, но всё же взял его с собой.

По легенде фонарики ему действительно пригодились. Их использовали, чтобы отвлечь врагов. Увидев прекрасный массовый полет фонариков, враг принял это событие за празднование Лой Кратонг (фестиваля огоньков) и был отвлечен. Так не без помощи Небесных «огоньков» Чжу Юаньчжан стал руководителем основанного им же государства Мин.

Много лет назад жители небольшой деревеньки рядом с Пекином начали запускать фонарики в небо, сейчас запуск небесных фонариков стал традицией и без него не обходится в Китае ни один праздник. Запуская их, люди наполняются энергией и очищаются от негатива.

Из истории небесных фонариков

Что же касается исторических фактов, подтверждающих существование Небесных Фонариков, то здесь точная дата их появления доподлинно не известна.

Впрочем, о небесных фонариках впервые упоминается в летописях, описывающих военные походы генерала Чжугэ, который использовал это изобретение в военном деле, для устрашения врага. Когда он отпускал в небо Воздушные фонарики, неприятелей охватывал страх, ведь в воздухе появлялись огненные факелы, и создавалось впечатление, что ему помогает божественная сила.

В Европу небесные фонарики попали в 1295 году, Марко Поло, вернувшись в Венецию, привез с собой идею и технологию изготовления, поразившую тогдашнюю элиту. А в 17 веке традиция по запуску в небо воздушных фонариков появилась в Поднебесной. Стоит отметить, что воздушные шары, наполненные горячим воздухом были известны в Китае в III в. до н. э. Изначально в Поднебесной с помощью фонариков передавали сигналы между командованием и армейскими подразделениями.

Это интересно! небесный фонарик (кит: 孔明灯 )

Только представьте, если бы самый первый Небесный Фонарик сохранился до нашего времени, то его возраст сегодня равнялся бы почти двум тысячам лет. Изобретение взлетающих в небо под действием нагретого воздуха легких фонариков приписывается китайскому генералу Чжугэ Ляну (имевшего в Китае почётный титул Кунмина), который в начале третьего века нашей эры использовал их в своих военных походах.
Кому то может показаться, что Небесные Фонарики - это что-то новое и оригинальное, да и чем могли помочь при ведении кровопролитных сражений используемые сегодня для развлечения детей и взрослых Небесные Фонарики? Оказывается, очень многим. Для начала вспомним, насколько ограничены были возможности наших предков в средствах связи. Использование легких Небесных Фонариков , быстро поднимающихся в воздух и хорошо заметных на расстоянии, отлично помогало передовым отрядам предупреждать тыл о приближении врага, генералам отдавать различные приказы, солдатам рапортовать о том, что требуется подмога. Дирижабль-шпион, являлся наиболее стратегическим элементом в Древнем Китае.Небесные Фонарики активно использовались в военных целях не только в качестве устрашения противника, но и как средство передачи сигналов или о начале наступления. Нескольких минут, пока летающий фонарик находился в воздухе, было достаточно для передачи любой информации. Первые Небесные Фонарики представляли собой масляные лампы, установленные под бумажным мешком. Огромный мешок наполнялся горячим воздухом и поднимался вверх. Враги генерала не понимали, что за необычное свечение появлялось ночью в воздухе, их охватывала паника, и они покидали поле боя, полагая, что генералу помогает мистическая сила. Вскоре взлетающие в небо китайские фонарики стали использоваться и в сугубо мирных целях. Рассматривавшие духовную сферу жизни как нечто высшее, и высокопоставленные, и простые китайцы использовали Небесные Фонарики в качестве рукотворного мостикамежду земным и небесным мирами. Своеобразного “привета” небесному миру. Улетавшие Небесные Фонарики уносили за облака мечты и желания тысяч людей еще много-много лет назад. Так они стали одним из обязательных атрибутов на каждом празднике. Веря в то, что Небесные Фонарики приносят удачу, китайцы запускали их на свадьбах, религиозных торжествах и других праздниках. В более позднее время запуск летающих фонариков в Китае приобрел и религиозное значение. Символизм запуска Небесных Фонариков быстро распространялся по миру, так, народы Азии считают, что, запущенный в небо фонарик, освобождают от различных напастей и болезней, дарит долгую и счастливую жизнь. Веря в то, что они приносят удачу, их запускали на свадьбах, похоронах и просто массовых праздничных мероприятиях. В мирное время, обычные люди использовали Небесные Фонарики , чтобы донести свои молитвы и желания. Запуская фонарики в небеса, они хотели быть лучше услышанными. Кроме того, запуск китайских летающих фонариков сопровождал, и маленькие семейные праздники, и большие фестивали, объединяя людей, делая их добрее, и ближе друг к другу.
Небесные Фонари бывают разных размеров - от очень маленьких до очень огромных, высотой до 10-и метров. Разных форм - в виде конусов, шаров, сердец и драконов. Белыми и разноцветными, с различными надписями и изображениями. Небесный Фонарик представляет собой упрощенную модель воздушного шара. Простота его конструкции объясняется одноразовостью использования и малой стоимостью. Первые китайские летающие фонарики делали из бамбукового каркаса с держателем для восковой горелки, на который надевался купол из рисовой бумаги. Особую роль Небесные Фонарики играют в азиатской культуре. Здесь, они символизируют удачу и процветание. Именно поэтому, в большинстве стран Азии, Небесные Фонарики являются непременным атрибутом свадебных церемоний. Небесные Фонари используются при проведении праздников, фестивалей, торжеств. В независимости от времени, всегда считалось, что летающие фонарики удерживают удачу. Считалось, что чем дольше фонарик находиться в воздухе, тем большую удачу он принесет, защитит от проблем, и заберет все плохое с собой. Так же говорили, что если Буддийские монахи с Небесными Фонариками получали мудрость и новые знания, а для обычных людей, свет фонарика указывал путь к истине и справедливости.

Затем им нашли иное применение - Небесные Фонарики стали украшением праздничных гуляний и фестивалей их стали использовать дети на различных карнавалах. В частности в средние века в Китае без Небесных Фонариков не обходился ни Новый год, ни религиозные праздники, ни свадьбы, ни любые другие массовые гуляния, как и сейчас, например, как середина осени, праздник фонарей. 15 день 8-го месяца по китайскому календарю выпадает на полнолуние. Праздник фонарей приходится на конец китайского нового года и по своей сути также является почитанием полной луны, но на этот раз первой в новом году. Этот день считается началом нового года и летающим фонарикам здесь отведено особое место, так как новую луну принято приветствовать тысячами разноцветных огней. В китайской культуре есть поверие, что при запуске Небесные Фонарики уносят с собой злых духов и несчастья, а оставляют удачу и благополучие для тех, кто их запускает в небо. Кстати, именно поэтому летающие фонарики часто называют китайскими. Впоследствии Небесные Фонарики были включены в программы Фестиваля Середины Осени и Фестиваля Фонариков. Пингси в графстве Тайбэя Тайваня проводит ежегодный Фестиваль Фонариков, на котором традиционно запускают в небо Небесные Фонарики. Также фестивали проводятся и в других странах. Одной из стран, наиболее часто использующих Небесные Фонарики , является Тайланд. Жители королевства Ланна (северные тайцы) круглый год используют Небесные Фонарики в различных праздниках. Одним из таких праздников является очень важный фестиваль королевства Ланна «И Пенг» (тайский: ยี่เป็ง ), который проводится в полнолуние второго месяца календаря Ланна («И» означает «второй», «Пенг» означает «месяц» на языке Ланна). Из-за различия между старым календарем Ланна и традиционным центральным тайским календарем, это событие совпадает сфестивалем Лои Кратонг, который проводится в полнолуние двенадцатого месяца в традиционном тайском лунном календаре. Во время фестиваля «И Пенг» множество Небесных Фонариков отправляют в воздушное плавание. В это время летающие фонарики напоминают многочисленное стадо гигантских медуз, изящно плывущих по небу. Самые тщательно продуманные празднования фестиваля «И Пенг» можно заметить в Чиангмае, древней столице королевства Ланна. Считается, что запуск Небесных Фонариков приносит удачу, что улетающий Небесный Фонарик также уносит с собой все проблемы и заботы. Небесные Фонарики стали настолько популярны среди тайского населения, что стали использоваться по всей стране. В Таиланде и северном Вьетнаме запускаемые фонарики призваны защитить новобрачных и новорожденных детей от происков злых духов. В самом же Китае распространено поверье о символизме даже отдельных частей дирижаблей желаний . Их купол обозначает наполненность знанием и мудростью, а язычки пламени в фонаре освещают путь к правильному образу жизни и светлым мыслям. Когда смотришь на фонарики, плывущие по лазурной небесной синеве, то понимаешь — китайцы во многом правы. По крайней мере, очень хочется верить в их светлые легенды

Использование Небесных Фонариков в качестве украшения для мероприятий и праздников стало обыденным уже в 21 веке. Массовое пользование фонариками в Европе и других странах началось после 2005 года. Так в 2005 году, в память о жертвах страшного Землетрясения в Индийском океане, которое произошло в 2004 году, было запущенно 5000 фонариков. Небесные Фонарики также известны под такими названиями, как дирижабли желаний , небесная свеча или же огненный шар. Последний термин также применялся к военным воздушным шарам, которые использовались во время Второй Мировой Войны. Поначалу, Небесные Фонарики (китайские фонарики ) были непопулярны среди фермеров во многих странах, так как после приземления имелся достаточно большой риск возгорания полей или даже смерти домашнего скота. Но в дальнейшем, когда технологии производства Небесных Фонариков изменилась, такая опасность перестала существовать. Современные фонарики делают из более доступных и универсальных материалов, например, для изготовления купола используется тутовая бумага.
При изготовлении небесных фонариков используются только экологически чистые материалы. Бумажный купол, деревянный каркас и органическое топливо в горелке быстро утилизируются самой природой и не загрязняют окружающую среду.


Китайские фонари становятся непременным атрибутом каждого праздника, но не все знают, что появились они восемнадцать веков назад и использовались для военных целей. Их изобретателем был полководец Конг Минг, запуская в небо фонари, которые были видны за много километров, он передавал сообщения военным отрядам.

Изобретение не забылось и в мирное время. Небесные фонарики стали использовать на праздниках. Таким образом китайцы желали своим близким счастья, долголетия и здоровья. Их запускали на свадьбы и дни рождения, с помощью фонарей пытались умилостивить богов, а также возносили благодарность за добрый урожай или отличный улов. Красивые небесные фонарики очень быстро распространились по всей Азии, и в каждой стране с ними были связаны какие-то особые традиции и обычаи.

В Таиланде, к примеру летающие фонарики запускают практически на все праздники, но больше всего парящих в небе огоньков можно увидеть в дни, когда отмечают праздник банановых лодочек. Тайцы загадываю желание, когда отпускают в небо фонарь и следят за ним до тех пор, пока фонарь не скроется из вида.

В Индию небесные фонарики принесли буддийские монахи, и потому, сохранилась традиция преподносить их в дар Храму во время религиозных праздников. Огонь символизирует духовное очищение, и каждый, кто принес в дар фонарь, должен стать немного лучше и мудрее.

А индийские девушки, запуская в небо летающие фонари, загадывают для себя удачное замужество, богатство и благополучие в будущей семейной жизни.

В Россию небесные фонарики пришли не слишком давно, но обычай запускать в небо огоньки становится все популярней. Фонарики используют на детских праздниках, во время свадеб, Дней рождения, на Новый год. Фонарики изготавливаются самой различной формы и расцветок, и к любому важному событию можно подобрать подходящий фонарь.

Запускать летающие фонари нравится и взрослым, и детям. В этом действии есть что-то радостное и грустное, философское и наивное. В обряде сочетается вера в неизведанное и надежда на будущее. Летящие в небе фонарики словно бы уносят с собой наши желания туда, где им непременно суждено сбыться.

Те, кто хоть раз в жизни выпускал в небо летающий фонарик и следил за постепенно исчезающим в небе огоньком, отлично понимает, почему этот красивый обычай стал так популярен во всем мире, и почему несмотря на изобретение самых ярких и искрящихся фейерверков, люди продолжают покупать и отпускать в небо простые и непритязательные летающие фонари.


Давайте окунемся в историю и выясним откуда вообще появились небесные фонарики и зачем.

Несмотря на то, что небесные фонарики относительно недавно начали входить в моду, их существование уходит своими корнями далеко в прошлое. Почти два с половиной тысячелетия назад в Древнем Китае зародилась удивительно красивая традиция: запускать в небо летающие фонарики . С появлением этого обычая связано несколько историй, каждая из которых вызывает неподдельное восхищение.

Изначально появление летающих фонариков было связано с необходимостью передавать военные сигналы в темноте. Но в мирное время не нужно было зажигать сигнальные огни, и китайские фонарики стали символом невидимой связи, которая существует между живыми людьми и душами их предков. В этом нет ничего удивительного: глядя на сотни огоньков, устремляющихся в небесную даль сверкающими созвездиями, легко поверить в то, что вселенная услышит все молитвы и выполнит каждое из пожеланий.

По мнению буддистов, летающие фонарики освобождают людей от негатива. Очистить своё сознание от накопившихся отрицательных явлений легко: нужно перебрать в мыслях неприятности и поджечь горелку китайского фонарика . Улетая, шар желаний заберёт с собой все проблемы и горести.

А индийские девушки преподносят небесные фонарики в качестве подарка божественным храмам. Считается, что даритель будет просвещён, так как горящий внутри шара огонь указывает путь к истине и символизирует мудрость.

Прошли годы, и древняя традиция не только не утратила своей популярности, но стала неизменной частью многих праздников: от небольшого семейного торжества до фестиваля грандиозных масштабов.

Фестиваль, где сбываются все мечты

Традиционно на 15 лунный день нового года в Китае проводится Юаньсяо Цзе — фестиваль летающих фонарей . Этот праздник финальным аккордом завершает череду новогодних гуляний. Юаньсяо Цзе у большинства китайцев ассоциируется не только с маскарадом, яркими фейерверками, весёлыми танцами, но и с романтическими чувствами, любовными признаниями, исполнением самых сокровенных желаний. Давным-давно только в этот особенный день девушкам было дозволено свободно гулять по улицам и показывать мужчинам открытое лицо.

Фестиваль китайских фонариков считается Днём влюблённых. Возможно, именно по этой причине обычай запускать в небо летающие фонарики нашёл отклик в сердцах людей по всему миру. Две стихии — Огонь и Воздух — объединяются и рождают чудо, которое, по преданиям, наполняет позитивной энергией душу человека, даря ему умиротворение и любовь.

Феерический праздник, одним из участников которого являются шары желаний , ежегодно отмечается и в городе Ченг-Май, расположенном на севере Таиланда. На фестивале несколько дней проходят концерты, театральные представления, народные гуляния, сопровождаемые салютами и фейерверками. Наконец, праздник отшумел, и его участники, слегка уставшие от впечатлений, собираются вместе, чтобы запустить в небо Хум Лой — летающие фонарики .

Только тут, на севере столицы, можно полюбоваться этой древней традицией во всём её размахе и принять в ней участие. Обычай пришёл из Бирмы, которая имеет смежные границы с северными провинциями Таиланда. Летающие фонарики почему-то не получили распространения на юге королевства и в его центральной части, а вот в северной части они продаются повсеместно.

К вечеру люди потоком устремляются на берег реки и прежде, чем небесные фонарики взлетят, мечтатели всех возрастов с волнением загадывают желания. Даже самые скептически настроенные участники в глубине души надеются на то, что задуманное сбудется.

Случается, что фонарик не в состоянии взлететь, а то и вовсе сгорает, запутавшись в ветках дерева. В таких ситуациях китайцы не смущаются и не огорчаются, а со смехом говорят, что желаний было загадано настолько много, что они не смогли подняться над землёй.

Летающие фонарики: секреты создания и полёта

В Китае небесные фонарики носят название Хум Лой или Хум Фей. Тысячелетия назад они изготавливались из щедро промасленной рисовой бумаги, которая натягивалась на каркас из лёгкого бамбука. В качестве горелки китайцы использовали бумагу, пропитанную воском. В наши дни китайские фонарики изготавливаются из тончайшей термостойкой бумаги, которая ни в чём не уступает своей древней предшественнице.

Летающие фонарики могут иметь самую разнообразную форму: начиная со строгих и лаконичных геометрических фигур и заканчивая силуэтами диковинных животных, драгоценностей или предметов обихода.

Принцип, по которому действуют небесные фонарики, можно проиллюстрировать на примере пустой пластиковой бутылки, погружённой в воду. Для того, чтобы она не вынырнула на поверхность, понадобится приложить некоторые усилия и удержать ёмкость под водой. Напротив: если бутылка наполнена, она уляжется на дне.

В основе такого явления лежит закон Архимеда, подчиняясь которому более плотное вещество непременно выталкивает из себя вещество менее плотное. По такому же принципу устроены и летающие фонарики. Пламя, которое разжигается внутри купола, прогревает воздух примерно до 100~120 °С. В результате нагрева плотность воздуха, равно как и его вес, становится меньше.

О чём это нам говорит? О том, что воздух, который находится внутри фонарика, стал тёплым и более лёгким, чем воздух, находящийся снаружи. Подобно тому, как порожняя ёмкость всплывает в воде, китайские фонарики устремляются вверх в воздухе. Вот такое простое с точки зрения физики объяснение можно дать чудесному волшебству, которое в считанные минуты захватывает дух всех без исключения зрителей безмолвного полёта огненных шаров.

Сквозь тысячелетия к современности

Сегодня практически в каждом городе можно купить летающие китайские фонарики . Популярность, которую они имеют, вполне объяснима: романтичное и запоминающееся зрелище, которое можно организовать за вполне умеренную плату, окутает магией волшебства любой праздник.

Шары желаний пробуждают в нас скрытые надежды и мечты. Казалось бы, ещё секунду назад фонарик покоился в руках, и вот спустя всего мгновение он уже плавно набирает высоту и выстраивается в созвездие вместе с другими огоньками. Глядя на летающие фонарики, медленно поднимающиеся в небо, истово веришь в то, что вместе с ярким огоньком, устремляющимся ввысь, улетят все обиды и досады, а задуманное обязательно сбудется.

Шары желаний могут подняться на высоту до 1000 метров, а если позволяют погодные условия и запас топлива, то намного выше. В среднем, чарующее представление продолжается около 20 минут. А восхитительные воспоминания ещё долго хранятся в душе.

Китайские фонарики — это универсальный, и в то же время очень оригинальный и душевный подарок, который можно сделать на Новый год, День Рождения, свадьбу, выпускной вечер или даже в честь победы любимой футбольной команды. Разнообразие форм и размеров позволит вам выбрать шары желаний, которые найдут отклик как в душе дарителя, так и в сердце получателя подарка.

© annadetective.ru, 2024
Электрик дома