Черный Шаман (Амгинский Водопад). Пыльный путь судьбы (джен) Обои на телефон

11.02.2024

Это был вечер пятницы. Я, Марк О`Нил, только что приехал в свое родовое гнездо, а именно, в имение моей семьи, которое принадлежит ей вот уже лет сто. Это большой и уютный дом недалеко от озера, построенный еще моим прапрадедом Гарвардом. Гарвард был старик с причудами. В молодости он был отчаянным ковбоем, а когда женился и осел на земле, то приобрел страсть к изучению водных глубин нашего озера и организовал лабораторию для создания аппарата, позволяющего дышать под водой. Его коллекция изобретений все еще хранится в нашем доме, в его лаборатории, которую ни у кого из его потомков не поднялась рука убрать. Но, к сожалению, сэр Гарвард О`Нил утонул во время испытаний своего очередного изобретения. К счастью, его тело удалось поднять со дна озера, и сейчас он покоится на семейном кладбище за садом, между могилой свое любимой жены Пилар и некоего Родригеса Фелипе Фернандеса. С тех пор повелось, что в нашей семье обязательно кто-то должен заниматься морским делом. Поэтому я и мой дядя служим в военно-морском флоте США. Дом был большой и постоянно достраивался и модернизировался, за исключением лаборатории. Он передавался по наследству и был неделим. Это означало, что он принадлежал всей нашей большой семье, каждый имел в этом доме свой квадратный метр. И каждый знал, что когда он пройдет путь своей жизни, то дни его старости пройдут в этом доме. Поэтому сейчас в доме жили только наши бабушки и дедушки, а молодые приезжали сюда отдохнуть от суеты города, вот как я сейчас.

Был вечер пятницы. Я, отужинав с моими дорогими стариками, бродил по дому в поисках того, чем можно было бы убить время до сна. Я уже не помню как, но судьба завела меня на чердак. При свете одной тусклой лампочки я разбирал скарб, оставленный там многими поколениями семьи. Здесь было много интересных вещей, бумаг, рисунков, фотографий, и, когда я уже совсем утомился и думал было пойти в объятия Морфея, мое внимание привлекли ковбойские сапоги, лежавшие в самом углу деревянного сундука. Это были когда-то великолепные сапоги ручной работы. Они покрылись слоем пыли, кожа огрубела и выцвела, подошва в некоторых местах отошла, но все-таки мне захотелось их примерить. Я надел один сапог, и он пришелся мне как раз по ноге. Натягивая второй, я столкнулся с некоторыми затруднениями. Насладиться примеркой мне помешала какая-то бумага, засунутая в левый сапог. Я с раздражением вынул ее оттуда и хотел было уже выбросить, но заметил, что бумага эта старого качества, плотная и пожелтевшая от времени. Забыв про сапоги, я развернул листки. Я увидел желтоватые листы из дневника старого Гарварда и карту берега нашего озера. Я углубился в чтение. Рассказ, написанный Гарвардом, был своеобразен. Грамматические ошибки соседствовали с жутким зачеркиванием больших и маленьких фраз, некоторые слова стерлись под воздействием времени. Но все-таки суть я уловил…

Глава 2

Отрывки из дневника Гарварда О`Нила (орфография, пунктуация и пометки автора сохранены)

Мы знали, что шайка Родригеса Фелипе Фернандеса, а в народе просто Жадного Родригеса, придет к этому озеру.

Я благодарен красотке Пилар, что она рассказала мне о планах Родригеса. Пилар, знойная женщина… На то и испанка… Подает еду в салуне Большого Брэда… и не только еду, но и свое тело… и некоторые сведения.

Как удачно я зашел к ней неделю назад. Пилар поведала мне, что легенда о золоте конкистадора Франсиско Фернандаса, которое он в свое время стырил у индейцев… вовсе не легенда. И что его потомок Жадный Родригес нашел таки наконец карту предка и набрал людей для похода… он надеется отыскать золото… Пилар видела карту и смогла мне описать, где состоится это событие.

Пилар красивая и умная женщина… Мммм… но конечно она договорилась со мной, что если я отниму золото у Родригеса, то она получит свой процент.

Думается, что с Родригесом она тоже договорилась на какой-то процент, но раз я узнал его планы, то думается, что… процент был небольшой… и Родригес оправдал свое прозвище в очередной раз… а потом я собрал верных людей, которые согджюж

……… Мы дали фору шайке испанцев и направились по указанному маршруту на полдня позже…

Мы не пошли за ним в горы… Хитрый Фокс сказал, что у них одна дорога - обратно к озеру. Через перевал на ту сторону гор им не пройти, да и взяли они с собой не так много съестного и воды. Значит, спустятся сюда, к озеру… Здесь мы их и подождем. Здесь и начнем бой.

Эх, если мы отобьем это золото! Тогда я могу построить дом, осесть на земле, а не грабить банки и дилижансы, чтобы хоть как-то прожить и развлечь себя…

Наша шестерка устроилась в лесочке недалеко от озера. Джонатан чистил к………………

к вечеру второго дня мы заметили их. Пятеро всадников спускались с гор. Дааа… При выходе из города их было восемь.

……Жадный Родригес и его прихвостни подошли к берегу озера. Спешились и стали поить коней и себя. И вот он момент истины!!! Сундук. Чугунный. Тяжелый. Вот Родригес и Старый Хуан поставили его на песок и открыли. Золото!!! Я не видел его, но чувствовал… Вот он момент, когда нужонодджэ……………

Мы молча мчались на испанцев. Они заметили нас. Но поздно… лишь Родригес, Старый Хуан и Диего Васко успели вскочить на лошадей. Двое других отстреливались в никуда, пытаясь поймать своих лошадей, которые, испугавшись выстрелов, уже мчались в разных направлениях. Завязалась перестрелка… Нам удалось подойти близко. Родригес лишился одного пешего друга. Мой кольт нагрелся от выстрелов…

Упал Хитрый Фокс… собака Родригес был метким стрелком… я не забуду ему этого.

Вот упал Старый Хуан. Стрела попала ему прямо в глаз. Стоп!!! Откуда стрела??? Ни у нас, ни у испанцев не было стрел… Пииии……………

Из леса вывалились… выскочили… Со всего маху врезались в нашу перестрелку, как потом оказалось, вялую, десяток индейцев. В вожаке я узнал Гекека, молодого сына вождя местного племени. Как гласит легенда, как раз у этого племени изъял золото конкистадор Франсиско Фернандас. С индейцами бой пошел веселей…

Стрелы летели, кажется, отовсюду… Моя лошадь пала. Пришлось отстреливаться из-за ее туши. Спасибо, мой конь, ты опять спас мне жизнь. Дааа… На фоне новой опасности моим ребятам и оставшимся охломонам Родригеса пришлось объединиться. Это хорошо… хотя бы на некоторое время я знал, что мне не выстрелят в спину… Зря!!! Джонатану выстрели. Он пошел в рукопашную с краснокожим, и какая-то испанская свинья помогла индейцу, выстрелив Джонатану в спину… Но я не позволил индейцу долго радоваться этому подарку судьбы. Моим метким выстрелом ему снесло полподбородка……

Но нашими совместными усилиями индейцев стало меньше.

И теперь уже стрельба пошла в разные стороны… Каждый бился за себя... О, Диего Васкес получил томагавк в голову… Неприятное зрелище… Диего без половины лица, он и так был не красавец… Воздух пропах порохом. Стрела чуть не попала мне в руку, застряв в коже куртки.

Как-то неожиданно выстрелы стали стихать… поток стрел уменьшился... И иссяк

……………мы остались втроем. Я, Жадный Родригес и индейский мальчик лет пятнадцати. Мы стояли друг напротив друга, и каждый понимал, что умрет тот, кто не успеет выстелить.

Мальчик понимал это отчетливее нас. У нас были кольты, а у него лук… без стрел. Он понимал, что его минуты сочтены. Но все-таки трясущими руками пытался вынуть стрелу из глаза Старого Хуана. Надо отдать ему должное… Мужества ему не занимать… мог бы убежать… Мне и Родригесу мальчик был не интересен… Мы должны были вначале выяснить, кто из нас умрет… а потом добить парня……

Индеец перестал пытаться освободить Хуана от стрелы и в ужасе уставился на берег… на сундук! Выражение его лица заставило и нас забыть на время о наших намерениях… Мы повернулись в направлении этого взг…………

Сундук медленно затягивало в озеро. Песок уходил и уходил… вода надвигалась и надвигалась. Казалось, что невидимая рука медленно тянет его в голубые глубины. Я даже слышал шелест песка и шептание воды… Эту музыку я запомню навсегда.

Жадный Родригес опять оправдал свое прозвище. С какими-то испанскими ругательствами он кинулся к сундуку. Песок затягивал его ноги… он упал… он полз… но песок утащил его в пучину еще быстрее сундука, хотя Родригес успел схватиться за него… Я не стал помогать испанцу… золото-золотом, а жизнь дороже…

Индейского парня звали Габэгабо, то есть Вечно Стоящий. Он оправдал свое имя… когда сундук и Родригеса поглотило озеро, Габэгабо с трудом вынул стрелу и даже вставил ее в лук.

Я подумал, я подумал… Что теперь только я знаю, где искать золото… и мальчишка.

Убить его? Нет, я не убиваю женщин и детей, в отличии от собаки Родригеса!!! Договориться!!! И я договорился.

Мы вместе похоронили погибших. Удивительно, что раненых не было. Хотя нет ничего удивительного. Все были меткие стрелки и отважные воины. Мы похоронили лошадей. Поймали двух лошадей, которые ускакали от разинь испанцев. Собрали оружие… я заметил место и нарисовал карту. Завтра вдвоем с Габэгабо я отправляюсь в город.

Пошел почти год с того дня. Я женюсь. Женюсь на Пилар Гарсия. Габэгабо стал моим сыном… Теперь его зовут Габриель О`Нил. Сейчас он учится в приходской школе… думаю отправить его учиться дальше в город… способный парнишка.

Ирония судьбы… Именно в этот день десять лет спустя озеро отдало кости Жадного Родригеса. Что ж… несмотря ни на что, это был отчаянный ковбой. Пилар его любила. Наш с ней первый сын… его сын. Я похоронил его за домом, который выстроил недалеко от озера. Я отдал должное праху, все-таки благодаря ему у меня есть жена, сын, дом у озера и мечта… мечта, что когда-то я или мои потомки найдут в глубине озера… золото индейцев.


Глава 3

Я сидел на чердаке и пытался осознать прочитанное. Ведь не каждый день узнаешь, что основатель твоего рода, почтенный житель города, портрет которого все еще висит в городской управе, был отчаянным ковбоем, грабившим банки и дилижансы. А твоя прабабка, уважаемая Леди, прививавшая своим детям и внукам моральные и нравственные устои, была девушкой в салуне. Не каждый день узнаешь, что твой прославленный родственник адмирал Габриель О`Нил - индейский мальчишка. И откуда в нашей семье испанская кровь. Не каждый день понимаешь, почему в семье кто-то всегда обязан учиться морскому делу, а все остальные должны быть профессиональными дайверами. И почему никогда нельзя продавать дом.

Главное, что семейная легенда про золото - вовсе не легенда, а правда. И что именно тебе предстоит найти его. Это золото, ради которого положили жизни испанцы из шайки Жадного Родригеса, и отчаянные ковбои из отряда Гарварда О`Нила, и индейцы во главе с сыном вождя. Может быть, эта была не самая батальная битва в истории Дикого Запада, но она точно была решающей в судьбе этих ребят…


Вариант 1

В этом варианте за ассоциативную основу была взята известная метафора «алмаз в пыли». Под этим образом понимается что-то очень ценное (как правило, в абстрактном смысле) в человеке или какой-то ситуации, явлении, чего люди не смогли (или не захотели) рассмотреть, увидеть.

Вступление ведущего игры: «Представьте, что ваша жизнь (как уже прожитая, так и предстоящая) – это своеобразный пыльный путь. Под пылью здесь можно понимать суету, многочисленные текущие дела, рутину, обязанности и т.п. (К сожалению, в жизни невозможно полностью избавиться от этой «пыли», выбирая исключительно «чистые» дороги. Хотя, стоит отметить, что с годами жизненный путь одного человека становится ещё более «пыльным», а жизненный путь другого, наоборот, очищается от противной «пыли»). Как вам кажется, какие «алмазы» вы пропустили, не заметив, в этой пыли? (Наверное, под «алмазами» здесь, в первую очередь, следует понимать определенные возможности). А какие «алмазы» вы хотите найти в пыли предстоящего пути? Что вы планируете сделать для того, чтобы не пропустить эти «алмазы», чтобы заметить их? ».

Участники могут высказываться вслух или письменно, оставаясь при этом в рамках предложенного образа. Также они могут нарисовать схематический образ своего «Пыльного пути», отметив в нем различными значками те самые «алмазы».

Игра может быть оценена, если сами участники согласятся с тем, что их суждения будут оцениваться. При оценке учитывается оригинальность, точность, развернутость, адекватность тех образов «алмазов» и «пыльных путей», которые были представлены участниками.

Вариант 2

В этом варианте обыгрывается ситуация, в которой участники игры – это узники какого-либо заколдованного замка (или ещё чего-нибудь в подобном роде), пытающиеся сбежать из него. Во время побега им необходимо крайне осторожно пройти мимо спящего дракона (или других стражников) по узкому коридору, покрытому мельчайшей пылью. Если шаги будут неосторожными, то поднявшаяся пыль попадет в ноздри одному из беглецов – он чихнет и разбудит дракона.

Итак, один из игроков должен пройти определенное (обозначенное ведущим игры) расстояние (например, от одной стены комнаты до другой стены). На вытянутой руке у него – колокольчик. При этом он может сделать только определенное количество шагов. Шаги должны быть максимально большими. Для этого ведущий должен заранее отмерить количество таких больших шагов.

Самым важным условием является осторожность. Если колокольчик зазвенел, то это значит, что «беглец» чихнул от поднявшейся пыли и разбудил дракона. Если это произошло, то все беглецы, уже прошедшие через «коридор», возвращаются обратно и снова пытаются сбежать из «замка».

Колокольчик не обязательно должен быть в руках у «беглеца». Колокольчик можно повесить: на козырек кепки, которую должен надевать каждый беглец (это может быть «шапка-невидимка»); на конце палки, которая лежит на плече у «беглеца» и т.п. Можно также использовать не один, а два колокольчика.

Также ведущий может специально делать так, чтобы колокольчик зазвенел. Для этого он может смешить «беглеца», неожиданно хлопать в ладоши, отвлекать его какими-либо словами и фразами и пр.

Многоступенчатый перекрёсток

Вступление ведущего: «Жизнь каждого человека – это путь. Если пути двух человек встретились, то это можно назвать перекрестком. На жизненных путях каждого из нас можно насчитать тысячи перекрестков. С некоторыми людьми (с их путями) наши пути пересекаются очень часто. При этом нередко наши пути пересекаются уже на другом уровне (чаще всего, более высоком), ведь развиваются как сами люди, так и отношения между ними. Наверняка, с теми людьми, которые находятся здесь, каждый из вас неоднократно пересекался и эти «перекрестки» каждый раз были на более высоком уровне. Вспомните вместе эти перекрестки и эти уровни, выделите и обсудите их, а также попробуйте представить, на каком уровне произойдет ваш следующий перекрёсток ».

Другими словами, ведущий предлагает участникам в парах (желательно, чтобы в этих парах были люди, имеющие достаточно длительный и разнообразный опыт общения друг с другом) обсудить (вспомнить) свои прошлые «перекрёстки» и проанализировать их по ступеням, уровням (как развивались отношения). То же самое можно проделать и по отношению к будущему. Необходимо, чтобы пары были сменными (например, по 5 минут в каждой паре, пары меняются тоже пять раз).

7Fon - это сервис, который поможет вам легко найти красивые обои на фон рабочего стола. Мы собрали здесь более 140 тыс. картинок со всего интернета, каждую мы тщательно проверяем перед добавлением на сайт. Ежедневно на нашем ресурсе появляется более сотни новых обоев. А если мы находим более качественную копию картинки, то мы заменяем её. Все это гарантирует заставки превосходного качества.

Удобство выбора обоев

Изюминкой нашего сайта является быстрая и удобная интеллектуальная система поиска картинок.

Поиск картинок по цвету - уникальная функция на 7Fon. Для поиска фотографий определенного цвета, кликните по цветному кругу в поисковой стоке вверху страницы. Далее, при помощи удобной палитры выберите нужный оттенок и нажмите «Искать». В результате наш умный алгоритм автоматически подберет обои, в которых этот цвет преобладает. Обязательно воспользуйтесь этим инструментом - мы старались:)

И разумеется, есть текстовый поиск заставки на рабочий стол. Каждой картинке мы присваиваем теги, что облегчает поиск. Кстати, мы реализовали его на 7-и языках, в том числе на украинском и русском. Введите в поисковое поле то, что должно быть изображено на картинке, язык автоматически определится.

Выбор размера заставки и редактирование

На страничке картинки, есть десятки разрешений самых популярных мониторов. Вы можете скачать обои в оригинальном размере или выбрать нужный перед загрузкой. Используя рамку кадрирования изображение можно предварительно обрезать.

Еще одна наша фишка, это редактирование фотографии с помощью онлайн-редактора. Слева от кнопки «Скачать», расположена кнопка с палитрой, именно там скрывается этот монстр. По своим возможностям он очень схож с фотошопом - фантазии будет где разгуляться!

Обои на телефон

Воспользовавшись QR-кодом, вы можете скачать обои на телефон . Это очень удобно, ведь найдя картинку с компьютера, а потом отсканировав QR-код, можно мгновенно загрузить её на смартфон или планшет для заставки на домашнем экране.

Уверены, 7Fon станет для вас незаменимым, когда вы решите скачать обои на рабочий стол!

Самый последний период длительной джунгарско-казахе кой войны в соз] (ании казахского народа остался под названием «Шанды жорык» («Пыль-ш,1й поход»). На самом деле это был не поход, образно поднявший до небеспыльную бурю, а самый последний и крупный, самый тяжелый по жестоко­сти этап борьбы в истории войны с калмыками, где кровь лилась рекой и жертвы были неисчислимыми.

На протяжении полутора веков Калмыцкое ханство, возникшее в сере­дине XVII века на Волге, вело политику вражды по отношению к окружаю­щим тюркским народам, даже ко всему мусульманскому сообществу Вос­точной Европы. Оно полностью разогнало ногайцев, вытеснило башкир из родных земель, производило набеги на Дагестан и Кабарду, участвовало в войне против Крымского ханства и Османской империи, во все времена служило отрядом России, окончательно вставшей на путь экспансии. По­стоянно находились на грани срыва и взаимоотношения с восточным сосе­дом - Казахским ханством. Но после сокрушительного поражения от Сал-кам-Жангира в 1635 году на Урале калмыки прекратили набеги, хотя по мере своего усиления, когда были установлены связи с далекой Джунгари­ей, они вновь начали проявлять воинственный дух.

В середине XVIII века Джунгария была окончательно разгромлена Цин­ской империей, успокоились и волжские калмыки.

В одном из программных документов, раскрывающих суть политики царского правительства, выражена такая позиция: «Если калмыки окажут нам какое-либо сопротивление, надо натравить на них казахов и, наоборот, проявят казахи негативное отношение, следует направить туда калмыков и башкир, если они так будут давить друг на друга, мы подчиним их и без применения русской армии. Калмыков, башкир и казахов необходимо дер­жать только так, во взаимной вражде».

Это лишь одно проявление внешней политики России в Евразии. В этом плане она максимально использовала подданный себе калмыцкий народ. Хотя взамен не давала ему ничего.

С каждым днем возрастали потери и горе калмыцкого народа, тысячи молодых жигитов которого длительное время находились вдали от Родины, в походах, участвовали во всех войнах России.

Именно в этот период в сознании народа зародилась заветная мечта о возвращении на восток, в родную Джунгарию; распространился слух о том, что после истребления ойратов земли предков опустели и остались без хо­зяев. Лидеры народа тайджи Убачи и Цэрэн начали агитировать соплемен­ников совершить великое кочевье для возвращения волжских калмыков в Джунгарию.

Отчаявшись от повседневной невыносимой жизни, в надежде на луч­шую перспективу, калмыцкий народ осенью 1770 года решается на великое переселение.


Откочевка началась в начале января 1771 года.

Торгауты, составляющие основную часть калмыков, занимали левобе­режье Волги, то есть восточную часть; дурбуты и хошауты - правобережье. Когда начались тайные разговоры об откочевке, калмыки под разными пред­логами стали перебираться на левый берег реки, а оставшиеся ждали завет­ного сигнала. Однако 5 января, в день, на который было назначено начало мероприятия, ударил сильный мороз, потрескались льды Волги и из тре­щин пошла вода, в результате этого 11 198 семей не смогли перейти реку, присоединиться к великому кочевью и вынуждены были остаться в преде­лах России.

А численность тех кибиток, которым удалось своевременно перейти реку, составила в общей сложности 30 909. Это примерно 170-ISO тыс. человек. Внушительными были вооруженные силы - 40 тысяч воинов. Калмыцкое кочевье должно было пройти через казахскую территорию, другого пути не было.

Получив весть об откочевке волжских калмыков, русское правительство намеревалось огнем и мечом вернуть их обратно. Пока русскими властями была организована погоня, быстро двигавшиеся калмыки, уничтожая на пути отдельные воинские отряды, уже успели глубоко внедриться в казахские владения. Яицкие казаки отказались от опасного похода, войско генерала Траубенберга вернулось с полдороги и все это было преднамеренным дей­ствием.

Передвигаясь огромной массой, калмыки смяли несколько попавшихся на пути казахских аулов и ненадолго остановились на берегу р. Эмба. Стало известно, что они намерены перебраться через Иргиз и, идя вдоль Сарыар-ки, через Жетысу выйти к границам Джунгарии.

Узнав о приближении калмыков, хан Младшего жуза Нуралы оператив­но собрал войско и выступил им навстречу.

Первая битва состоялась на берегу р. Эмба. Убачи потерпел поражение и, отступая, послал Нуралы письмо о перемирии, в котором писал, что он вынужден бежать от русских на земли своих предков, поэтому просит пре­дотвратить кроеопролитие. В ответном послании Нуралы требовал очис­тить казахские земли, вернуться обратно.

Однако калмыкам трудно было возвращаться назад, поэтому Убачи ос­тавил без ответа требование Нуралы-хана. Калмыцкое кочевье, огибая Му-годжары и, по возможности, обходя густонаселенные казахами регио­ны, продолжало двигаться по первоначальному плану.

В весеннее половодье, соорудив плоты из камыша, беженцы с трудом перебрались через Тургай; у них сильно исхудали лошади, скот, да и люди изрядно устали. На их головы свалилось своего рода ответное жестокое «Актабан шұбырынды». Вслед за кочевьем с каждым днем все больше и боль­ше оставалось трупов умерших, обессилевших.

Конечно, нельзя представлять калмыцкое кочевье как некий беззащит­ный, бессильный табор. Со времен древних тюрков и монголов кочевые народы жили походной жизнью. Вооруженные силы волжских калмыков, как сказано выше, были достаточно мощными; они были закалены в боях в Крыму и на Кавказе, хорошо вооружены, имели богатый опыт ведения бо­евых действий; главной трудностью кочующего калмыцкого улуса была невозможность пройти этот огромный путь спокойно, да и направление конечной цели было известно противнику.

Начиная с марта, до середины лета, почти четыре месяца, калмыки дви­гались без остановки, с трудом отражая непрерывные атаки казахских от­рядов. К концу июня они полностью пересекли наискосок Сарыарку и при­близились к Балхашу, где сделали остановку на берегу р. Мойынты.

В этот момент большое войско казахов под предводительством Абылай-хана взяло врага в окружение. Общая численность казахских воинов сос­тавляла пятьдесят тысяч, отдельные дружины возглавляли Нуралы-хан, Адил-султан, Орус-султан.

Если до этого казахи наносили удары по вражескому кочевью в ходе встречных боев и с флангов, то теперь они планировали уничтожить его

Ощутив смертельную опасность создавшегося положения, калмыцкие правители отправили послов, в числе которых были семь самых авторитет­ных людей.

Калмыцкие послы по древней традиции слезли с коней на установлен­ном расстоянии от ханской ставки и пешком приблизились к Абылаю. «Ал-лажар! - обратились они к хану. - Мы передаем Вам приветствие Убачи и Цэрэна. Казахи и калмыки издревле родственные народы, нам нет смысла дальше воевать. Предлагаем мир. Поставим для Вас белую юрту, преподне­сем достойные дары и принимаем Ваше подданство. Нам больше идти неку­да, дайте нам землю для кочевья и будет весь калмыцкий народ одним из Ваших улусов под Вашей властью. Предлагаем восстановить древние род­ственные обычаи».

Для обсуждения предложений калмыцких послов Абылай-хан созвал военный совет. По дошедшим до нас отрывочным сведениям, мнение собравшихся разделилось надвое. Абылай был склонен полностью при­нять предложения посольства. Большая же группа полководцев заяви­ла, что договор ни к чему, надо использовать представлявшуюся воз­можность и пока калмыки в кулаке, следует уничтожить их окончатель­но. Один из героев борьбы против джунгар и китайцев в своем выступ­лении говорил: «Убачи и Цэрэн обвели вокруг пальца и русских, и ки­тайцев, обманут и тебя, мой хан».

Народные сказания и поздние исследования утверждают, что Абылай был обманут, позарился на богатые дары калмыков. На самом деле полити­ка Абылай-хана была намного глубже.

Опытный, закаленный в борьбе с внешними врагами полководец, вос­становивший Казахское ханство, мудрый политик Абылай-хан, после раз: грома Дурбун-Ойрата и вторжения в Джунгарию весной 1755 года маньч-журо-цинской армии теперь уже сам был заинтересован в укреплении дав­него врага. Он стремился препятствовать полному уничтожению ойратско-го народа, считал, что следует сохранить между Казахским ханством и мо­гущественной Китайской империей независимое, самостоятельное Джун-гарское государство, которое бы служило в будущем естественным шитом на востоке. Если раньше он прилагал все усилия для разгрома Джунгарии, то в новых условиях оказывал ей всяческую помощь. Но представители на­рода, на протяжении девяти поколений воевавшего с этим врагом, не согла­шались с мнением хана. Совет затянулся. Была объявлена трехдневная пе­редышка, в последний день которого был намечен обмен пленными и окон­чательное решение вопроса.

Убачи, видимо, с самого начала пошел на хитрость или понял, что после передышки все равно не будет мира и опередил события. На третьи сутки, посреди ночи, калмыки все до единого пошли в атаку. В результате силь­нейшего удара под покровом темной ночи они прорвали кольцо окруже­ния. Но нельзя сказать, что чрезвычайное решение Убачи и Цэрэна вывелокалмыцкий народ на верную дорогу. Отныне были перекрыты все пути к согласию, к заключению мира.

После битвы на Мойынты в июле 1771 года начался самый последний, завершающий этап в цепи событий «Пыльного похода».

Придя в себя после ночной внезапной атаки, наутро казахи вновь приве­ли в порядок боевые построения. Теперь война между ними и калмыками приняла затяжной, походный характер. Казахские дружины день и ночь пре­следовали врага, изматывая его, постепенно уничтожая боевые силы.

Калмыки планировали обойти Балхаш с западной пресноводной сторо­ны и, поднимаясь по р. Или, пройти в Джунгарию. Однако казахи не под­пускали их к воде. Калмыки, измученные жаждой, от полученных в беско­нечных битвах ран, гибли мучительной смертью, ежедневно сотнями и ты­сячами попадали в плен; только наиболее стойкая, хорошо вооруженная кучка людей, оставляя за собой пыльный туман, прошла через Кастек, Кас-келен, Кеген и Нарынкол и с огромным трудом достигла Джунгарии.

В ночной суматохе на Мойынты от калмыков откололась большая груп­па и ускользнула от внимания казахов. Возглавляемая Танжу-тайджи, эта группа двигалась по северным берегам Балхаша, некоторое время ее никто не беспокоил и члены этого кочевья несколько поправили свое положение. Однако казахи вскоре настигли и эту группу, которая уже успела пересечь реки Аягуз, Лепсы, Каратал и достичь Или. В результате беспощадной руб­ки спаслась лишь десятая часть калмыков. Они беспорядочно бежали вверх по Или и чудом добрались до китайских рубежей.

Но пройдя такой огромный кровавый путь и порой нечеловеческие ис­пытания, оставшиеся в живых калмыки попали в родной Джунгарии не в долгожданные объятия, а в ярмо рабства. Цинская администрация рассели­ла их в отдельные мелкие аулы и объявила своими подданными.

«Пыльный поход» еще раз продемонстрировал то, что вражда между на­родами никогда не приносит им лучшей доли. В результате непрерывной войны на протяжении шести месяцев, на пути от Урала до Джунгарии про­тяженностью в несколько тысяч километров был уничтожен последний очаг ойратско-калмыцкого народа. Кроме того, пал Дурбун-Ойрат, изрядно ос­лабевший от тяжелых ударов Казахского ханства под руководством Абы-лая, от внутренних противоречий, от борьбы за престол; его попытку вновь возродиться окончательно развеяло маиьчжуро-цинское вторжение. Таким образом, воинственные восточные калмыки численностью свыше одного миллиона человек оказались на грани уничтожения. В суровую зиму 1771 года также было истреблено 170-180 тысяч, то есть 31 тысяча кибиток кал­мыков, которые снялись с берегов Волги и направились в Джунгарию. Но туда добрались всего 15-20 тысяч человек, которые уже были не в состоя­нии зажить самостоятельной, независимой жизнью. Лишь по воле случая не сумевшие перебраться через Волгу в первый день откочевки 50-60 ты­сяч людей остались живы. Они как раз составляют нынешнюю автономную республику в составе России с населением 140 тысяч человек - самые пос­ледние остатки некогда мощного, грозного ойратского народа.

Не только предыдущая война с ойрат-калмыками на протяжении восьми-девяти поколений, но и даже победоносные битвы в ходе «пыльного по­хода» принесли казахскому народу неисчислимые бедствия и потери. Тыся­чи воинов погибли героической смертью, среди которых особо следует выделить две невосполнимые жертвы. Так, в одном из сражений «пыльного», точнее, кровавого похода погиб один из выдающихся казахских полковод­цев XVIII векаЖанатай-батыр - организатор многих побед в казахско-джун-гарской войне, самоотверженно боровшийся и против маньчжуро-китайцев. Говорят, когда Абылай-хану сообщили о гибели Жанатай-батыра, он пла­кал навзрыд, восклицая: «О, мой черный кинжал, который не нуждается м заточке!» Прогнав остатки джунгар за пределы казахских земель, с победой возвращался другой прославленный батыр - Баян, но прямо в пути он скон­чался от внезапной болезни. Его имя известно народу по произведениям Чокана Валиханова и поэме Магжана Жумабаева.

Батыры, священные имена которых приводятся в конкретных истори­ческих документах эпохи Абылая, встречаются в памятниках устного на­родного творчества, навечно сохранились в памяти народа. Это самые вы­дающиеся легендарные полководцы, которые в третьей четверти XVIII века разгромили Дурбун-Ойрат, храбро сражались с Маньнжуро-Цинской им­перией, разбили торгаутов, в непрерывной двадцатилетней войне возро­дили дух Алаша и дали в руки Абылай-хана бразды правления тремя жуза-ми, среди них: Каракерей Кабанбай, Муюзды Утеген, Нуралы-хан, Абул-феис-султан, Канжыгалы Богембай, Ералы-султан, Адил-султан, Орус-сул-тан, Жанатай, Баян, Малайсары, Олжабай, Керей Жаныбек, Шапырашты Наурызбай, Актамберды, Жапек, Бердыхожа, Тлеуке, Сагымбай, Кулеке, Жаугаш, Дат, Кокжарлы Барак, Кулашбек, Турсунбай, Нарбота, Кожабер-ген... Кроме них можно назвать имена Жабая, Сырымбета, Байгозы, Елчи-бека, Сары, Санкебая, Мамута, Молдабая, Тансыка, Оразымбета, Дерпса-лы, Раимбека, Чингожи, Айбаса, Жаназара и многих других.

Мудрость, самоотверженность, кровь, пролитая этими великими людь­ми способствовали направлению казахской истории в прежнее русло, по­вышению авторитета нации, определению ее будущего. В середине XVIII века Казахское государство, само существование которого в начале столе­тия стояло под вопросом, благодаря Абылай-хану пошло по пути возрож­дения, победоносно завершило двухсотлетнюю войну, да и после этого ус­пешно выдержало еще одно, более серьезное испытание.

Когда Абылай покинул этот мир, его орда уже достигла того духовного могущества, которое могло противостоять будущим историческим бурям, передать будущим поколениям достойную эстафету.

© annadetective.ru, 2024
Электрик дома