Кто такой женский папа в истории. Папа Римский — женщина

05.02.2024


Изучая древние хроники, ученые бьются над вопросами, происходили ли события в реальности или же были просто вымыслом. Одной из величайших легенд Средневековья, которая до сих пор не разгадана, считается управление католической церковью женщиной. Она известна под именем папесса Иоанна .




Из-за древности происходящих событий (9 век) нельзя точно утверждать или опровергать существование женщины-папы в Ватикане. Столь резонансное событие наверняка скрывалось и могло быть вычеркнуто из официальных документов. Но сохранилось несколько хроник, авторы которых высказывались за реальность данного события.

Сторонники существования женщины-папы опираются на неоднократное упоминание о ней в древних летописях. Самым ранним свидетельством называют работу Анастасиуса (хранителя папской библиотеки) 9 века. Далее следует жизнеописание папессы в хронике Chronica Universalis Mettensis, датированной 13 веком. Каждый автор, который упоминал об Иоанне, добавлял в ее биографию новые «факты». Но если, отбросить совсем уж фантастические события и обобщить все хроники, то жизнь первой папессы могла выглядеть следующим образом.



Иоанна была дочерью английского проповедника. Она следовала за отцом во время его странствий и уже к 12 годам могла читать проповеди язычникам не хуже, чем отец. К 15 годам девочка осталась сиротой и пришла в монастырь Блитруды, где стала хранительницей библиотеки. Туда же прибыл молодой монах, который должен был переписать золотыми буквами послание святого апостола Павла. После того, как работа была окончена, монах покинул монастырь вместе с Иоанной.

После продолжительных странствий их пути разошлись, и девушка направилась в Рим. Пару лет продолжалось ее служение в мужском монастыре Святого Мартина, Иоанна усердно занималась науками. Вскоре ее «заметил» папа Лев IV и назначил своим секретарем. Иоанна стремительно поднималась по карьерной лестнице и после смерти папы она была единогласно названа его преемницей.



Если до восшествия Иоанны на папский престол мнения историков относительно биографии женщины расходились, то период после начала правления все описывают одинаково. Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так бы и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).



После смерти Иоанны в 857 году в Ватикане появилась традиция: во время выборов нового папы делать половое освидетельствование. Для этого понтифика усаживали на стул с отверстие и, в присутствии нескольких человек, проверяли, мужчина ли он. Подтверждением становились слова: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»). Только в 16 веке папа Лев X отменил эту процедуру.



Еще одним доказательством существования папессы можно назвать речи проповедника Яна Гуса. Когда он, осужденный за ересь, защищался перед католическим судом, то он восклицал: «Как церковь может быть незапятнанна и безупречна, если папа Иоанн VIII оказался женщиной, публично родившей ребенка». В тот момент никто из присутствующих духовников ему не возразил.
Папесса Иоанна была не единственной женщиной, тайно выдававшей себя за мужчину. Эти не желали мириться со своим положением и совершали настоящие подвиги, находясь в другом обличье.

История папессы известна довольно неплохо. Родилась она в семье английского миссионера в немецком городе Майнце в конце первого тысячелетия. С детства девочка отличалась большими способностями и тягой к знаниям. В 12 лет он сошлась с бродячим священником и сбежала с ним в Грецию. Переодевшись в мужскую рясу, девочка провела несколько лет в Афинах, затем перебралась в Рим. Благодаря своей учености, она добилась в Вечном городе большого авторитета, попала в высшие церковные круги и была избрана Папой под именем Иоанн. Её правление было вполне благополучным, но однажды, возглавляя верхом торжественную церковную процессию, она упала на землю и начала корчиться в родовых схватках. Из-под папской сутаны раздался писк новорожденного младенца. По одним данным разъяренные обманом священники тут же растерзали мать и дитя, по другим, оба они умерли от падения с лошади и преждевременных родов, по третьим, оба выжили, а выросший сын Иоанны даже стал епископом.

Папесса Иоанна рожает ребенка (Иллюстрация книги Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах»). Источник: wikipedia.org

Легенда это, или некая женщина действительно занимала папский престол? До сих пор не найдено свидетельств современников правления Иоанны. Самое раннее упоминание о женщине-Папе относится к началу XIII века. Доминиканский монах Жан де Майи рассказал историю папессы в своей хронике папства, написанной на латыни. Майи не назвал имени папессы, но подробно описал её смерть. По его словам, после того, как Папа вдруг «разрешился» от бремени, возмущенная толпа привязала его\её к конскому хвосту, протащила по всему Риму и забила насмерть камнями. Несчастную женщину закопали на месте её страшной смерти и написали на могиле: «О, Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой». По мнению де Майи всё это произошло в 1099 году. Правда, на полях своей хроники автор оставил пометку «реквире» («следует проверить»).

Чуть позже, историю, изложенную де Мойе, повторил в своей книге «Семь даров святого духа» его ученик Стефан де Бурбон, тоже монах-доминиканец. Он, правда, отнес смерть безымянной папессы к 1104 году. Примерно тогда же упоминание о женщине-Папе появилось в «Медиоланской хронике» — истории Милана, составленной Годфридом Буссерским: «В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой».


Папесса Иоанна. Гравюра неизвестного автора. Источник: wikipedia.org

Большую ясность внёс в историю женщины-Понтифика Мартин Полонус, известный также как Мартин Опавский. Это был священник польского происхождения из города Опавы. Он добился высокого положения в Ватикане: в 1261 году Мартин стал капелланом Папы Александра IV и занимал этот пост при нескольких последующих Папах. Он был допущен в ватиканские библиотеки и архивы, и, используя их, в 1270-х написал «Хронику Пап и Императоров». В своем труде, последовательно перечисляя глав католической церкви, Мартин упомянул и папессу Иоанну. Он поместил её после Папы Льва IV, скончавшегося в 855 году. В третьей редакции своего труда Мартин написал: «После Льва IV святой престол 2,5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца. Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим любовником в Афины в мужской одежде и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и, в конце концов, была избрана в Папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят, похоронена на том самом месте. Теперь Папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения. Она отсутствует в официальном списке Понтификов из-за её пола и нечестивого поведения».

Авторитет такого хрониста, как Мартин Полонус был столь велик, что в историю о папессе Иоанне поверили все. Действительно, вряд ли папский капеллан и исповедник, допущенный в святая святых Ватикана, стал бы выдумывать или повторять небылицы. Правда, в различных списках «Хроники» Мартина встречаются разночтения. Например, в одной из версий можно найти упоминание о том, что Иоанна после публичных родов выжила. Она была низложена и до конца жизни отбывала епитимью в дальнем монастыре, а её сын вырос и стал епископом Остии.


Папесса Иоанна с ребенком. Гравюра из Нюрнбергской хроники, 1493. Источник: wikipedia.org

То, что Иоанна выдавала себя за мужчину, и в таком обличье стала Папой, католиками не очень осуждалось. В конце концов, среди женщин, признанных церковью святыми, около двадцати прославились под видом мужчин. Например, Пелагия Антиохейская, жившая в IV веке, в миру была танцовщицей и славилась лёгким поведением. Уверовав в Иисуса, она раздала всё имущество нищим и удалилась в монастырь, причём мужской. Там она, назвавшись мужским именем, приняла постриг. «Безбородый монах» прославился на всю округу набожностью и благочестивым поведением. То, что он был женщиной, стало известно только при омовении тела, но не помешало канонизации. Известны и случаи, когда переодетые в мужчин женщины достигали высоких церковных постов. Правда, происходило это не в Риме, а в конкурировавшем с ним Константинополе. Папа Лев IX в середине XI века возмущался, что «Константинопольская церковь видела евнухов, а то и женщин на епископском престоле». Таким образом, священники и рядовые католики осуждали не столько то, что Иоанна была женщиной, сколько её грехопадение и прелюбодеяние.

Сам же факт существования Иоанны никем не ставился под сомнение. Например, Ян Гус, обличая папскую власть на Констанцском соборе в 1414 году, в качестве одного из аргументов привёл историю папессы Иоанны: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка». Никто из десятков кардиналов и епископов, а также сотен богословов, присутствовавших при этом диспуте, не возразил против такого довода.


Портрет Мартина Полонуса. Источник: wikipedia.org

Споры вокруг существования папессы вспыхнули только во времена Реформации, когда первые протестантские проповедники стали изображать Иоанну в образе вавилонской блудницы и доказывать, что её правлением прервалась непрерывная череда отцов церкви, то есть нарушилась преемственность католических Понтификов от святого Петра. Не найдя контраргументов, католические богословы просто начали уничтожать память об Иоанне. В собрании средневековых рукописей в Майнце есть список «Хроники» Мартина Полонуса, датированный XVI веком, в котором вместо папессы Иоанны в том же временном промежутке фигурирует какой-то Папа-мужчина по имени Иоанн. Правда, на поле рукописи неизвестным поборником правды оставлена пометка на латыни «Папа был женщиной».

В 1601 году Папа Климент VIII специальной папской буллой постановил считать папессу Иоанну выдумкой. Примерно в то же время бюст Иоанны, в течение нескольких веков спокойно занимавший своё место в галерее портретов Понтификов в кафедральном соборе Сиены, был «переделан» в портрет Папы Захария. Впоследствии всякие упоминания о папессе считались Ватиканом оскорблением чувств верующих. Французский писатель и антиклерикал Лео Таксиль в XIX веке ехидничал: «Главный аргумент христианских писателей, настойчиво отрицавших существование папессы Иоанны, основан на том, что бог никогда не допустил бы такого вопиющего позора и потому престол святого Петра, учрежденный самим Иисусом, не могла занимать распутная девка. Довод, конечно, солидный».


Ян Гус на Констанцском соборе. (Картина Карла Фридриха Лессинга). Источник: wikipedia.org

Большинство современных ученых считают, что история папессы Иоанны — всё-таки легенда. Их основным аргументом является то, что в официальной хронологии Пап отсутствует временной зазор между правлениями Льва IV, умершего в 855 году, и Бенедикта III, взошедшего на престол в том же году. Историки-скептики пытаются найти «прототипы» папессы. С этой целью перебраны уже все Папы, носившие имя Иоанн и правившие в VIII-XI веках. Больше всего подходит на эту роль Иоанн VIII, у которого современники отмечали некие «женственные слабости».

У сторонников существования папессы есть контрдоводы. Они утверждают, что правлению Бенедикта III предшествовала некая смута, не единожды упомянутая в хрониках. Не связана ли она с правлением Иоанны? В карьере умной девочки из Майнца нет ничего невозможного, считают многие исследователи истории церкви. Средневековая женщина легко могла выдать себя за монаха. Широкая ряса с капюшоном и длинными рукавами скрывала особенности фигуры, слишком тонкие шею и руки. Если женщина обладала низким голосом, то обман был трудно раскрываем. Частые и строгие посты меняли физиологические циклы женского организма: у монахинь в монастырях с самым строгим уставом часто прекращались месячные. «Сторонники» папессы отвечают и на вопрос: «Почему внезапные роды стали неожиданностью и для самой Иоанны». Несмотря на свою учёность, она вряд ли была в курсе строения собственного организма. В средневековье половая жизнь и её последствия обсуждались разве что в узких женских кругах, в которые Иоанна, естественно, с детских лет, не была вхожа. Найти ответ на вопрос, что происходит с ней в последние месяцы жизни, в книгах она не могла.


Папесса Иоанна в образе Вавилонской блудницы. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего из Лютеранской Библии. 1534

Истории известны сотни случаев, когда сильные мира сего восходили на престол путем обмана, подлога и братоубийства. Однако, ни один исторический факт не вызывает столько эмоций и дискуссий среди историков, как факт восхождения на папский престол… женщины…

Одни утверждают, что это не более чем легенда. Другие же настаивают, что дыма без огня не бывает и в течение двух лет, с 855 по 857 года, Папой Римским была именно женщина. Сама же Римская церковь факт существования папессы Иоанны VIII, категорически отрицает.


Папесса Иоанна в образе Вавилонской блудницы

Когда точно появилась на свет Иоанна Ангеликус (родители звали её Агнессой) — неизвестно. По некоторым данным она родилась в 822 году. Биографы утверждают, что её мать умерла, когда девочка едва научилась говорить. С малых лет Агнесса была вынуждена путешествовать по городам Европы с отцом-миссионером, которого вызвали из Англии для обращения в христианство германских языческих племён.

Когда Агнессе исполнилось восемь лет, отец стал замечать не по годам мудрые суждения дочери. Обладавшая врождённым ораторским талантом, девочка прекрасно читала проповеди в местных тавернах, повторяя слова отца, раскрывая при этом и свои мысли. Тогда старому миссионеру пришла в голову идея переодеть дочь в костюм мальчика, чтобы не навлечь на подрастающую Агнессу какой-либо беды.

Четырнадцатилетняя девочка уже была известна как проповедник, и весть о странном ребёнке продолжала распространяться по провинции. Она бы и дальше путешествовала и читала проповеди, если бы не умер отец. Перед смертью он попросил дочь похоронить его в родном городе.

Агнесса выполнила просьбу родителя, после чего продолжила путешествие по Европе в мужской одежде. Так она попала в мужской монастырь, представившись там Иоанном Ланглуа.

Среди местных монахов Иоанн отличался красноречием, мудростью и глубиной размышлений. Его быстро полюбили, стали прислушиваться ко всему, что только ни говорил этот хрупкий, немного женственный «юноша».

Жизнь Агнессы в роли монаха продолжалась бы много лет, если бы не случай, который перевернул её жизнь и изменил судьбу. Случилось так, что шестнадцатилетняя девушка познала первую любовь. Она влюбилась в одного из монахов — худого, бледного, задумчивого юношу.

Её избранник считался образованнейшим и умнейшим из обитателей монастыря. Многие полагают, что он был учёным-бенедиктинцем, принадлежавшим к самому грамотному монашескому ордену.

Не сумев скрыть разрывающие сердце чувства, девушка пришла в келью возлюбленного и, сняв одежды, открыла монаху свою тайну. Тот, оказывается, никогда не видел женского тела и был очарован красотой Агнессы. Монах не смог устоять. Они стали любовниками. Безвестный монашек, имя его история не назвала, боготворил новую подругу. Он не отлучался от неё ни на минуту.

Влюблённая пара всё время проводила вместе: на молитвах, трапезе, прогулках…
Казалось, кроме них двоих больше никого не было в мире. Днём они много говорили, спорили, мечтали. А ночью познавший мирские наслаждения монах тайком пробирался в келью девушки. Столь близкая связь двух юношей скоро стала вызывать подозрение у братии. Молодых людей начали подозревать в порочной связи.

Чтобы выявить грехопадение, двум служителям монастыря было приказано следить за влюблёнными и доносить всё, что происходит между ними. В первую же ночь они узнали о том, что Иоанн Ланглуа — женщина! Весть быстро разлетелась по монастырю. Разгневанные монахи пообещали наказать грешников и грозили им костром.

Той же ночью, наскоро собравшись, молодые люди бежали из обители и отправились странствовать. Узнав, что любимый давно мечтал продолжить своё образование в Греции в духовно-теологической школе, девушка предложила направиться в Афины.

Дорога в Грецию была длинной и опасной. По пути Агнесса приняла участие в теологических спорах с учёными и церковниками, одерживая победы в словесных баталиях и вызывая восторг у окружающих. Никто не догадывался, что под мужским костюмом скрывается женское тело.

Но случилось так, что преданный и всей душой любимый друг Агнессы внезапно заболел. Несколько бессонных ночей провела женщина у постели возлюбленного, но помочь ему она ничем не могла. Он умер у неё на руках и унёс с собой её тайну.

Агнесса продолжила путь в одиночестве. Она добралась до Афин, где блестяще окончила философскую школу, получила знания по истории, философии, логике, риторике. Дальнейшей её целью был Рим — религиозный, политический и культурный центр католического мира.

Прибыв к папскому двору и познакомившись с самим папой Львом IV, образованная, эрудированная, умная Агнесса сумела занять здесь должность нотариуса папы. С этого времени она заведовала его кабинетом, финансами, поддерживала отношения с дворами других стран.

Через несколько лет нотариус стал кардиналом. Чувствуя приближение смерти, наступившей в 855 году, Лев IV предложил Иоанна Ланглуа на своё место. Через несколько дней римский папа скончался, а конклав одобрил кандидатуру Иоанна, как самого благопристойного и стойкого к мирским слабостям церковника.

Папесса Иоанна возглавляла католический мир два года. Это был период гуманной, справедливой и спокойной власти, народ боготворил нового папу. Однако в конце 857 года папесса влюбилась в молодого, красивого капеллана и понесла от него. Мечтая о материнстве, она решила никому не выдавать свой секрет и родить тайно.

Широкая мантия скрывала располневшую фигуру, и никто не замечал перемен. Когда долгожданный день приблизился, папесса перестала выходить из своих покоев, а доверенные лица объявили всем, что папа болен. Однако внезапно в Риме началась эпидемия. Народ просил папу провести службу и молить Бога о спасении «вечного города». Отказать папесса не имела права.

20 ноября 857 года папа Иоанн VIII совершал крестный ход. Папессе было настолько трудно, что она едва переставляла ноги, поддерживаемая двумя кардиналами. Процессия направлялась к центральному собору, чтобы там совершить молебен. Идти сама женщина уже не могла. У неё начинались роды.


Папесса Иоанна рожает младенца во время одной из процессий

В этот момент разразилась гроза, и сквозь ужасный гром люди услышали крики страдающей в муках женщины. Собравшейся на площади толпе предстала ужасная картина: на земле лежал окровавленный папа, а рядом кричал только что родившийся младенец.

До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно умерла Агнесса. Было ли это в день родов, когда церковники закидали камнями её и ребёнка, либо значительно позднее. Многие считают, что папесса была заключена в тюрьму, а затем переселилась в один из женских монастырей Рима.
По некоторым источникам можно предположить и то, что ребёнок, рождённый папессой, остался жить и впоследствии стал одним из известнейших епископов своего времени.

Говорят, что на народные средства в том месте, где родила папесса, была возведена маленькая часовня, у входа в которую стояла скульптура молодой женщины с ребёнком на руках. При первой же возможности церковники часовню снесли. Была выброшена и могильная плита с места захоронения Агнессы, уничтожены все документы, в которых каким-либо образом упоминалось её имя. Церковь сделала всё, чтобы потомки забыли о папессе Иоанне.

В XIII веке о папессе вспомнили. Некий доминиканский монах стал повсеместно рассказывать о женщине-англичанке, которая управляла Римом в течение двух лет. Он называл точные даты, приводил некоторые источники, которые не смогла уничтожить римская церковь.

Как бы там ни было, но со времени разоблачения папессы Иоанны и до конца XIX века каждый новый римский папа в обязательном порядке должен был сесть на так называемое «дырявое сиденье», позволявшее уполномоченному кардиналу проверить его пол. Только в XX веке эта пикантная процедура была отменена.

Католическая церковь продолжает отрицать существование в своей истории женщины в мантии папы.

Уже много лет идут споры о том, была ли папесса Иоанна в действительности. Официальные власти Ватикана всячески опровергают версию, что на протяжении двух лет Папой Римским была женщина. Несмотря на это, некоторые историки считают, что Иоанна – это не миф, а реальная история.

Первые упоминания о женщине-Папе

Первые намеки на существование папессы в документах появились в XI веке. Монах Мартин Опавский подробно описал внешний вид Иоанны в одном из своих произведений. К XVI веку почти все вокруг были убеждены, что Иоанны не существовало.

Почему в существовании Папы-женщины начали сомневаться?

Слухи о том, что папесса появилась из-за путаницы в датах ходили давно. После кончины Льва IV на престол взошел Бенедикт III. Обычно нового Папу назначают практически сразу после кончины старого, но здесь получилось так, что Бенедикт официально стал главой Ватикана спустя два года после смерти предшественника. Именно этот факт и подогрел слухи о то, что как раз эти два года главой Ватикана была женщина.

Однако вплоть до XVI века священник, которого выбирали Папой, должен был пройти одну процедуру. Мужчину сажали на стул, и специальная комиссия определяла, принадлежит ли он к сильному полу. Но сторонники Иоанны говорят, что экспертов можно было подкупить.

Биография Иоанны

Считается, что она родилась в 818 году. Ее отцом был английский миссионер, который в то время жил в Германии. Когда мать Иоанны умерла, ей приходилось ездить в разные страны вместе с отцом и читать проповеди. А для того чтобы обезопасить себя, девочка носила мужское платье. После смерти отца девушка попадает в монастырь. Там она влюбляется в молодого послушника и сбегает с ним в Афины.

В Риме она получает образование. Потом оказывается в мужской обители и ее настоятель, заметив способного «юношу», делает его своим секретарем. Естественно, что Иоанна постоянно носила мужскую одежду, и никто не заметил подвоха. Благодаря своему уму и образованности девушка даже стала кардиналом. Ну а потом умного молодого кардинала священнослужители единогласно выбирают Папой Римским. И все бы было хорошо, но непростая политическая ситуация в стране и любовь вносят в жизнь Иоанны свои коррективы. Она влюбляется и через какое-то время понимает, что ждет ребенка.

Финалов у этой истории несколько. По одной из версий ночью в грозу Папа производит ребенка на свет. Естественно после этого все понимают что Иоанна – женщина. После родов ее отправляют в монастырь вместе с ребенком,и там она живет всю жизнь. Согласно другой версии, после родов Иоанну с новорожденным забивают камнями.

Так или иначе, никаких официальных свидетельств о женщине-Папе нет. Но те, кто верит в ее существование, говорят, что документы просто уничтожили.


При коронации будущего Папы Римского процессия движется строго по определенному маршруту, неизменному с давних времен. По что удивительно, если посмотреть на него, то можно заметить, что он мог быть намного короче: процессия сознательно огибает одну небольшую римскую улицу, делая при этом крюк. Впрочем, так и было вплоть до Х века. А вот события, развернувшиеся на этой маленькой улочке, около 857 года заставили католическое духовенство вычеркнуть ее навсегда из проложенного пути.

Что же произошло в те далекие времена?



Папа Агнесса родила во время деловой поездки


Обратимся к «Хронике пап и императоров», автором которой был папский капеллан Мартин Поляк. События переносят нас в городок Майнце, что в Германии, в 830 год. В семье торговца из Англии произошло радостное событие: родилась дочь, которую нарекли Агнессой.

Девочка с самого раннего детства поражала всех окружающих невероятными способностями и грамотностью. Со временем Агнесса превратилась в образованную девушку, говорящую на нескольких языках. Но рассчитывать занять какое-то значимое место в обществе она не могла, место женщины в то время было «кюхен, кирхе и киндер».


Папа Иоанн VIII

Поэтому, став взрослой, она решается на отважный шаг: покидает Германию и перебирается в Рим, переодевшись в юношу! Теологически грамотный юноша, блестяще владеющий словом, быстро привлек к себе внимание. И Агнесса, но уже в мужском облике, достигает в вечном городе невероятных высот, приблизившись к папскому престолу. В 855 году ее избирают Папой Римским, причем все кардиналы за ее кандидатуру проголосовали единогласно. С тех пор ее имя стало Иоанн VIII.


Время правления папессы было мирным, разумным и справедливым, как отмечают исторические хроники. Возглавляла она католическую церковь около двух лет. Может быть, при более долгом сроке правления, церковь изменилась бы до неузнаваемости. Но вмешался случай!

Агнесса была беременна. И обман при трагических обстоятельствах был раскрыт. Выдвигается несколько версий, почему так случилось: что заставило ее пойти на рождение ребенка. Некоторые говорят, что она вынуждена была вступить в близкую связь с капелланом, который грозился во всеуслышании рассказать об истинной половой принадлежности Папы Римского, другие - что это был долгожданный ребенок, плод любви. А Боккаччо, итальянский писатель, утверждал, что отец ребенка - сам дьявол.


Папа Агнесса изображена Вавилонской блудницей

Но как бы то ни было, в один из очень жарких дней во время крестного хода, совершаемом Агнессой, ей стало плохо. Начались преждевременные роды, и папесса в страшных мучениях умерла. Что произошло с ребенком точно неизвестно, только предположения. Одни версии сходятся на том, что он родился мертвым, а есть и те, кто пишут, что он был сразу доставлен в приют, а потом достиг видного положения среди духовных чинов.

На месте смерти Агнессы была воздвигнута статуя или часовня, никто толком сказать не может. Но Папы Римские с тех пор на эту улицу ни ногой. Ведь в то время (да и сейчас) женщина не может занять ни одну церковную должность, да что говорить об этом, если священникам запрещен даже брак! А тут такое: женщины избрали на должность Папы Римский. Все устои церкви были подорваны.

История о папессе обросла легендами и полна неразрешенных вопросов. Самый главный: а была ли она, существовала ли такая женщина в реальности?


В списках пап ее нет. Хотя в главном соборе итальянской Сиены (дата строительство 1400 год), по записям очевидцев, были выставлены бюсты всех пап, и среди них и Иоанны. Но на основании приказа Климента VIII его разрушили через двести лет. В Средние века в существование этой женщины верило даже католическое духовенство. А вот сейчас мнение церкви безапелляционное. Никакого папессы не было, это фальсификация фактов и легенда служит для того, чтобы испортить репутацию служителей церкви.


Одно точно, если эта женщина существовала, то она была бесстрашна и храбра. Бросить вызов всему церковному двору и устоям, на такое решится не каждый мужчина. С блестящим актерским талантом, ведь ввести в заблуждение огромное количество людей под силу только истинному актеру.


Вокруг имени Иоанны столько вопросов, что до сих пор не под силу разобраться даже просветленным умам человечества.

Кто она? О биографических данных и говорить не приходиться. Историки предполагают, что она могла быть родом из Греции, другие называют ее отцом миссионера из Англии. Когда она правила? Есть исторические свидетельствования ее руководства церковью в IX веке, хотя находятся и утверждающие что это произошло в XI. Длительность правления не установлена.

Что с ней произошло? По одной из версий она выжила, но потом кардиналы убили ее или заперли в тюрьме, где она находилась до конца своих дней. Ответов однозначных нет.


И еще один любопытнейший факт, имеющий отношение к этой истории. Говорят, что после того как женщина побывала на папском престоле, кандидат на эту должность проходит необычный экзамен. Будущий папа должен раздеться и сесть на стул (с отверстием посередине), а специальный служитель залезает под стул и объявляет всем, что Папа действительно папа. Считается, этот стул можно найти в запасниках Лувра, куда его привез Наполеон.
© annadetective.ru, 2024
Электрик дома