Жизнь Гоголя творческий путь в литературе (Гоголь Н. )

12.05.2022

Краткое жизнеописание

Родился Н.В.Гоголь 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в помещичьей семьи среднего достатка, где помимо Николая было еще пятеро детей. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе. Однако мысль о писательстве еще «не всходила на ум» Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В декабре 1828 приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» вызвала резкие и насмешливые отзывы.

Служил Гоголь вначале в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Затем -в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произве-дений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - «петербургская повесть» «Нос» (1835; опубликована в 1836 г.), осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а уже 19 апреля состоялась премьера пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.

В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих старых друзей. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых, весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. В июне 1842г. Гоголь уезжает за границу. Трёхлетие. (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями». Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю. Гоголь не может прийти в себя от полученных «ударов. В апреле 1848 г. Гоголь окончательно возвращается в Россию.

Весною 1850 г. он предпринимает попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Подробнее:

  • http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0202.shtml (Из энциклопедии Брогкауза и Эфрона)
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Из Википедии)
  • http://www.tonnel.ru/ (Виноградов И.А. Биография Н.В.Гоголя)

Хронология жизни и творчества

  • 1809, 20 марта – В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
  • 1818-1819 – учеба в Полтавском поветовом училище
  • 1820 – Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
  • 1821-1828 – Учение в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
  • 1825, 31 марта – Смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
  • 1828, конец декабря – Гоголь приезжает в Петербург
  • 1829 – Стихотворение «Италия» (без подписи) напечатано в журнале «Сын Отечества», выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов,
  • служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
  • 1830 – Гоголь – писец в Департаменте уделов
  • 1830 – В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с Жуковским
  • 1831, май – Знакомство с А. С. Пушкиным
  • 1831-1835 – Гоголь работает учителем истории в Патриотическом институте
  • 1831, сентябрь – Выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1832 – Выход в свет второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1834-1835 – Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
  • 1835 – Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мертвые души»
  • 1835, ноябрь-декабрь – Написан «Ревизор»
  • 1836, 11 апреля – Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»
  • 1836, 19 апреля – Премьера «Ревизора» в Александрийском театре
  • 1836, 6 июня – Отъезд Гоголя за границу
  • 1836-1839 – Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
  • 1839, сентябрь - 1840, май – Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
  • 1840, 9 мая – Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
  • 1842, май – Вышли «Мертвые души»
  • 1842-1848 – Жизнь за границей
  • 1842, декабрь – Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
  • 1842-1843 – Издание Сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
  • 1844 – Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В.Трушковской
  • 1845, весна – Болезнь Гоголя во Франкфурте
  • 1845, лето – Сожжение одной из редакций второго тома «Мертвых душ»
  • 1846 – Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
  • 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
  • 1847, июнь-август – Обмен письмами между Гоголем и Белинским по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
  • 1848, февраль – Гоголь в Иерусалиме
  • 1848, осень – Начало «романа» с А.М. Вьельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
  • 1850 – Гоголь в Оптиной пустыни и в Васильевке
  • 1850, осень -1851, весна – Жизнь в Одессе
  • 1851 – Последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Знакомство с И С. Тургеневым
  • 1952, 26 января – смерть Е.М. Хомяковой
  • 1852, ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мертвых душ»
  • 1852, 21 февраля – в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер
  • 21 февраля – Похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря

Источник: Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 528с.: ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографическая, Вып.11(595)). – с 523-524.

«Литература заняла всю жизнь мою»

Основные произведения

Сборники повестей:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 1, 1831 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»);
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
  • «Миргород», 1835 (часть 1 – «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839-41;
  • часть 2 – «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
  • «Арабески», 1835 (повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.;
  • главы из незаконченного романа «Гетьман»;
  • статьи, в том числе «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях» и др.)
  • «Нос» (1836)
  • «Коляска» (1836)
  • «Шинель» (1942)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Игроки» (1842)

Поэма (в прозе):

  • «Мёртвые души» (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)
  • «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

Духовная эволюция и духовная проза

Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное. Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П.Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников, неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами - школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей - услышать или не услышать...За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»

Литература:

  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.6: Статьи/ Н.В.Гоголь.- М.: Худож. лит.,-560с.
  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь.- М.: Русская книга,-560с.
  • Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/ Н.В.Гоголь.- М.: Сов.Россия, 1990.-432с.
  • Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: / И. А. Виноградов.- М.:Наследие, 2000. - 448с.
  • Барабаш Ю.Гоголь: Загадка «Прощальной повести» (Выбранные места из переписки с друзьями» Опыт непредвзятого прочтения)/Ю.Барабаш.- М.:Худож. Лит.,1993.- 269 с.

Н.В.Гоголь «Духовное завещание». Фрагменты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю всё имущество, какое есть, матери и сёстрам. Советую им жить совокупно в деревне и, помня что отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: « Паси овцы Моя!» Господь да внушит всё, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семёна также, если он прослужит лет десять графу. Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех, не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада или огорода.

Совет сёстрам

Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сёстры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сёстры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.

Друзьям моим

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, если тать и разбойник.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.: 1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Н.В. Гоголь Выбранные молитвы

Влеки меня к себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприпутствуй мне в труде моём, для него же произвёл меня в мир, да свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные мои очи. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчуствует душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обесчуствует сердце моё к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущение духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и господин мой! Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой Воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нём; Ты и возрастил её, возрастивши и меня самого для неё; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушённое дело, строя всё спасение моё: насылая скорби на умягченья сердца моего, воздвигая гонения на частые прибеганья к Тебе и на получение сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламеняет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твоё, прославляемое всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, дай мне помнить вечно моё… неведение, моё незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чём неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не всё да будет.)
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих. … Небесная стройность и мудрость Христа, соприпутствовавшая Богу при твореньи мира, без нея же ни что же бысть. Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих.

Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением.

Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.:1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Афоризмы Н.В. Гоголя

  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Какой же русский не любит быстрой езды?
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Дама приятная во всех отношениях.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека

Источник: Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Авт.-сост. В.Балязин.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-848с.//Глава «Гоголь Николай Васильевич»: с. 552-554

Высказывания Н.В. Гоголя

О себе и своем творчестве

  • Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
  • Работа - моя жизнь; не работается - не живется.
  • Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
  • Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.
  • (Гоголь Погодину о "Мёртвых душах")
  • Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
  • ...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. (Гоголь о "Мёртвых душах")

О национальных мотивах и национальном характере

  • ...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
  • Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
  • Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

О сатире, юморе, смехе

  • Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
  • И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
  • Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.

О других видах искусства

  • Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.
  • (“Петербургские записки” 1836 год.)
  • Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
  • Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.

Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .

Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губер-нии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ кре-постных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственны-ми священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и посту-пил в гетманскую канцелярию; именно он при-бавил к своей фамилии Яновский другую — Го-голь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украин-ской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей се-мьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведы-ваясь вместе с родителями в окрестные мес-та — Диканьку, принадлежавшую министру вну-тренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери — Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была об-ширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Их дополняли исторические предания и библейские истории, в частности рассказыва-емое матерью пророчество о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором за-гробного воздаяния».

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818—1819), потом брал частные уро-ки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 го-да поступил в только что основанную Нежин-скую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гим-назическом театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе, преиму-щественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, как, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государст-венной службе на поприще ЮСТИЦии; такое ре-шение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время рас-следования Гоголь давал показания в пользу профессора).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 го-да вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург. Но его ожидают лишь разочарования: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гим-назическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), получает убийственные

отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829 года). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу — сперва в Департамент государствен-ного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятель-ность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Ве-чер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) об-ращают все большее внимание читающей рос-сийской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вече-ра на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась вторая часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, ис-кренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Вме-сте с тем «веселость» гоголевской книги обнару-живала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренно-сти чувств гоголевских персонажей мир, в кото-ром они живут, трагически конфликтен: происхо-дит расторжение природных и родственных свя-зей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастичес-кое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах» проявилось нео-быкновенное искусство Гоголя создавать цель-ный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Го-голь становится знаменит. Летом 1832 года его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксако-вым и его семейством, М. С. Щепкиным и дру-гими известными деятелями культуры. Следую-щая поездка Гоголя в Москву, столь же успеш-ная, состоялась летом 1835 года. К концу этого года он оставляет педагогику (с лета 1834 года занимал должность адъюнкт-профессора все-общей истории Санкт-Петербургского универ-ситета) и целиком посвящает себя литератур-ному труду.

1835 год необычайно плодотворен: выходят следующие два сборника прозаических произ-ведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях), начата работа над поэмой «Мертвые ду-ши», закончена в основном комедия «Ревизор», написана комедия «Женихи» (будущая «Женить-ба»). Сообщая о новых достижениях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836 года), Пушкин отмечал в «Со-временнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Же-лаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частно-сти как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые

художественные миры на карте гоголевской

вселенной. Тематически близкий к «Вечерам»

(«малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещи-ки», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: в ряде случаев вместо сильных и резких характеристик — пош-лость и безликость обывателей, вместо поэтиче-ских и глубоких чувств — вялотекущие, почти жи-вотные рефлексы. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстрава-гантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тара-се Бульбе» — столкновение индивидуализирую-щегося любовного чувства с общинными инте-ресами).

Мир же «Петербургских повестей» из «Арабе-сок» («Невский проспект», «Записки сумасшед-шего», «Портрет»; к ним примыкают опублико-ванные позже, соответственно в 1836 и 1842 го-дах, «Нос» и «Шинель») — это мир современного города с его острыми социальными и этически-ми коллизиями, изломами характеров, тревож-ной и призрачной атмосферой.

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», где «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо тради-ционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста — в эпицентр коллизии по-ставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему проис-ходящему дополнительное, гротескное освеще-ние, усиленное до предела заключительной «не-мой сценой». Освобожденная от конкретных де-талей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (кото-рый подчеркивался символической длительнос-тью момента окаменения), эта сцена оставляла возможность самых разных толкований, вклю-чая и эсхатологическое — как напоминание о неминуемом Страшном суде.

В июне 1836 года Гоголь (снова вместе с Да-нилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не счи-тать двух приездов в Россию — в 1839—1840 и в 1841 —1842 годах. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но доль-ше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Свойственная Гоголю обобщенность получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревиз-ских душ» умерших людей) русская жизнь долж-на была раскрыться многообразно — не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновре-менно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и выте-кавшая СТСЮДЗ антитеза «живой—мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умер-ший крестьянин, «ревизская душа») передвига-лись в сферу переносной и символической се-мантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души и в связи с этим — общества в целом, русского мира преж-де всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначе-ние «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествова-теля и позитивного авторского идеала). После выхода первого тома «Мертвых душ» (1842) работа над вторым томом (начата еще в 1840 году) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом ду-шевном состоянии Гоголь сжигает рукопись второго тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, воз-рождению человеческого духа не получили до-статочно правдивого и убедительного выра-жения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы* Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к бо-лее прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчерк-нута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие об-щественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характе-ра, самый значительный из которых — «Размыш-ления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 году).

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окон-чательно возвращается на родину. Многие ме-сяцы в 1848 и 1850—1851 годах он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 года наве-дывается в Петербург, в 1850 и 1851 годах посе-щает Оптину пустынь, но большую часть време-ни живет в Москве.

К началу 1852 года была заново создана редак-ция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и другим. Неодобрительно отнесся к произве-дению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в по-следний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса пи-сатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были пе-резахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно. Для не-посредственных его продолжателей, предста-вителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гума-нистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже XIX и XX столетий с осо-бенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголев-ских произведений. Впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущени-ем особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелос-тью и не традиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четы-рехмерна. Его можно сравнить с его современ-ником математиком Лобачевским, который взо-рвал Евклидов мир...» — оценил творчество Го-голя В. Набоков. Все это определило особое место творчества Гоголя в современной миро-вой культуре.

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского придания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.
  • Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.
  • До сих пор доподлинно неизвестно как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.
  • посмотреть все
© annadetective.ru, 2024
Электрик дома