Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Зима. Урок развитие речи, ГУО на тему: «Зима

27.12.2023

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
на тему «Зимушка-зима»

Воспитатель: Осипова Галина Викторовна.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.

Оборудование : сундучок с заданиями; проектор; снежок

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках

Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ- зима )

я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная );
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла );
что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю );
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки» .

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)


Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ……………………………………… снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые …………………………. снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается ……………………………………………….. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее …………………………………………… снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …………………………………….. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился …………………………………………. снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка ……………………………………. снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой …………………………………… снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ………………………………… снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик …)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег» )
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось


Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать согласование координации движения с речью;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
  • развивать мышление, внимание и память.

Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Речевой материал:

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте!

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

Какое время года на экране? (зима)

Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”

7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:

Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Использованные материалы

  1. Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
  2. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
  3. Пальчиковая гимнастика. Audio CD.

Наталья Страхова
Конспект занятия по развитию речи «Зима».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей № 11 «Катерок»

Конспект

Образовательной деятельности по речевому развитию .

Первая младшая группа

Тема : «Зима »

Выполнила : воспитатель 1 младшей группы

Страхова Н. Е.

Задачи : знакомить детей с характерными признаками зимы (холодно, идет снег) ; со свойствами снега (белый, легкий, холодный) . Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь по теме «Одежда» . Развивать речевое дыхание .

Средства : Картина с изображением зимнего пейзажа, бумажные снежинки, две куклы в зимней и летней одежде, тарелка со снегом.

Воспитатель обращает внимание детей на картину.

Ребята, что вы видите на картине? (дети отвечают) .

Расскажите, где лежит снег? (воспитатель побуждает каждого ребенка ответить на вопрос) .

Если снег лежит везде, значит, какое время года наступило? (дети – «Зима » ).

Вот зима , кругом бело

Много снега намело.

Я немного снега и вам принесла. Потрогайте, какой снег?

Дети, поочереди трогают снег и называют его свойства и цвет (холодный, белый) .

Правильно, снег холодный, значит и на улице холодно. Давайте поиграем.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок» .

Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем! Топают ногами.

Будем весело плясать, будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! Хлопают руками.

Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! Прыгают. Проходят на стулья.

Ребята, снег – это много, много снежинок. У меня тоже есть снежинки. Давайте подуем на них. (дети выполняют задание) .

Какие снежинки? – «легкие» . Воспитатель побуждает ответить каждого ребенка.

Ой, а куда же делся снег, откуда в блюдечке вода? (выслушивает мнения детей) .

В комнате тепло и снег растаял. От тепла снег тает. Только зимой, когда на улице холодно, снег лежит везде и не тает. А вот наш знакомый кот этого не знал и вот, что с ним случилось. Давайте покажем.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Падал снег на порог (руки опускают сверху вниз)

Кот слепил себе пирог (лепят пироги)

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек (шевелят пальчиками обеих рук)

Пироги себе лепи (грозят пальчиком)

Не из снега, из муки.

Когда вы идете гулять, какие предметы одежды надеваете? (дети активно перечисляют свои предметы теплой одежды) .

Посмотрите, к нам пришли куклы. Они тоже хотят пойти гулять. Покажите, какая кукла может пойти на прогулку? Что на ней одето?

Воспитатель активизирует детей и делает вывод : «Давайте скажем кукле, что зимой надо на улицу надевать теплую одежду» . Нам тоже пора идти одеваться на прогулку.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима". Задачи: - активизировать словарь по теме "Зима"; -закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!» Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки зимы; Рассмотреть.

Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Зима пришла» Конспект занятия в средней группе на тему «Зима пришла». Цель: развивать навык составления описательного рассказа. Задачи: развивать умение.

«Зима». Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зима» (старшая логопедическая группа) Программное содержание: - Учить детей составлять связный описательный рассказ по картине, пользуясь.

Программное содержание: 1. Познакомить детей с характерными особенностями времени года «Зима». 2. Продолжать активизировать словарь. 3. Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» Программное содержание: продолжать формировать умение составлять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима-красавица» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима-красавица»Цель: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить.

Подготовила

Васюкова Анастасия

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».
(подготовительная к школе группа детей с ОНР)

Цели:
– активизация словаря по теме;
– учить составлять рассказ по сюжетной картине;
– учить образовывать родственные слова;
– учить образовывать существительные от прилагательных;
– учить распространять предложения прилагательными;
– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание, мышление.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Игра «4 лишний»:

На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Логопед отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.

2. Введение в тему.

Логопед :
– ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. (Показывает конверт. Дети (если умеют) читают, кому адресовано письмо и откуда оно пришло. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка). Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш дуг Почемучка.

– ну, что, ребята, расскажем Почемучке о зиме? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно.(язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка»), скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).

3. Беседа о зиме.

Логопед:
– Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме.
– Ребята, а что такое зима?
– А сколько у зимы месяцев?
– А с какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине?
– Назовите приметы зимы.
– Какая погода бывает зимой?
– Как живут звери зимой?
– А птицы?
– Чем мы можем помочь птицам?
– За что мы любим зиму?

4. Игра с мячом.

Логопед:
-Дети, давайте поиграем и расскажем Почемучке, что если днем идет снег, то он называется снежным. Логопед кидает мяч детям по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Если мороз – если снег идет в декабре –
Если ветер – в январе –
Если холод – в феврале –
Если солнце – если идет дождь –

5. Слова-родственники.

Логопед:
– У нас в русском языке есть слова-родственники. Расскажем почемучке, какие слова-родственники есть у зимы, а у снега?

6. Передача мяча.

Логопед:
– А какая бывает зима? Давайте расскажем Почемучке и поможет нам в этом волшебный мячик. Вы берете мячик, называет одно слово, какая может быть зима и передаете его другому ребенку. Например, зима снежная, пушистая и т.д.
– А какой снег?
– А что зимой делают люди?
– А птицы?

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)

8.Картина.

Логопед выставляет картину и сообщает:
-Ребята, по этой картинке мы расскажем Почемучке о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Логопед дает образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок.

Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. А один из них упал – наверное, еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой! (на те слова, которые подчеркнуты, выставляются придметные картинки)

9. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.

Логопед:
– Катя, теперь ты расскажи о зиме. Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Почемучка ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег… (2 ребенка составляют рассказы)

10. Игра «Снежинки и ветерок»
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.

11. Самостоятельное рассказывание без опоры на картинки.

Логопед:
– Коля, мы уже дети взрослые и ты попробуешь рассказать о зиме без помощников-картинок. (2 человека составляют рассказы)

12. .
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

13. Что перепутал художник? Небылица.

:
– А еще Почемучка прислал нам картинку. Ее нарисовал их африканский художник. Посмотрите, правильно ли он все нарисовал? (дети называют ошибки художника)

Конспект НОД по развитию речи на тему «Зима. Игры зимой ».

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.

Программное содержание:

  1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
  2. Закреплять умение подробно и последовательно излагать содержание картины.
  3. Упражнять в составлении предложений.
  4. Формировать навык употреблять в устной речи предлог «НА».
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей.

Приемы активизации деятельности детей: отгадывание загадок;создание ситуации способствующей проявления интереса к получению знаний, создание эмоционального фона.

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», ватные диски(20штук),картинки(шапка,шуба,сандали,кепка,коньки,санки),ТВ,доска,магниты.

Ход образовательной деятельности:

Водная часть.Процесс вовлечения в деятельность:

Воспитатель: Ребята, отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила (Зима)

Воспитатель: верно, зима (показывает картину с зимним пейзажем на экране ТВ).

Беседа (короткая) по вопросам:

Ребята, а чем можно зимой заниматься?(ответы детей: кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков.)

Основная часть. Процесс целепологания:

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горы. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Дети: да.

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получиться (воспитатель прикрепляет ватные диски), начинаем:

Зима какая? (снежная, суровая, морозная, нарядная, холодная, красивая)

Снег какой? (пушистый,белый,легкий,липкий,серебристый,мокрый,колючий, рассыпчатый)

Настроение какое? (веселое,радостное,новогоднее,хорошее,прекрасное).

Воспитатель: какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес (вывешиваются на доску картинки – шапка,шуба,сандалии,коньки, кепка,санки,лыжи).Посмотрите что нам необходимо для прогулки(ответы детей).Составим предложения с этими словами.

Воспитатель: Дети, представим, что мы в зимнем лесу, встанем и походим, подышим свежим воздухом в лесу(делаем глубокий вдох и выдох, несколько раз).

Физминутка:

Как на горке снег, снег (поднимаем руки вверх)

И под горкой снег, снег (дети приседают)

И на елке снег, снег (ветки елки)

И под елкой снег, снег (дети приседают)

И под елкой спит медведь (изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь (грозят пальцем).

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зимних забавах. Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает о картинах посетителям. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить рассказ по картине.

Дети: да

Беседа по картине:

Какое время года изображено?

Зачем дети пришли на горку в парк?

Что происходило на горке?

Чем занимались дети?

Какое настроение было у детей?

А детей при рассказывании можно называть по-разному – дети, детвора, ребята, мальчики, девочки, они.

Пальчиковая гимнастика:

Мы во двор пошли гулять 1.2.3.4.5(загибаем пальчики)

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили

С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись (класть ладошки то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли (закрыли глазки).

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы сегодня постарались составлять разные интересные истории. Мне кажется, эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

В завершении я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы можете их раскрасить своими цветными карандашами.


© annadetective.ru, 2024
Электрик дома